Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В ПОГОНЕ ЗА ЗНАНИЯМИ

На днях мне представилась возможность поприсутствовать на собеседовании с будущими первоклассниками в одном из элитных муниципальных образовательных учреждений города. Сыну моей коллеги исполнилось 7 лет. Миша поступает в этом году в школу. Родители ребенка попросили меня пойти вместе с ними и мальчиком на собеседование.
В школе нас встретил дежурный и попросил подождать. Вестибюль был оформлен детскими творческими работами. Несколько минут мы с удовольствием их рассматривали, пока нас не пригласили пройти в кабинет.
Там находились три педагога. Столы были поставлены так, что взрослые и пришедший с ними ребенок не могли видеть друг друга.
Мише предложили вытащить два или три листочка с заданиями, которые ему предстояло выполнить. (Не правда ли, эта процедура что-то очень напоминает?) Далее с ребенком все же решили познакомиться и спросили его имя. (Мне всегда казалось, что знакомство — процесс двусторонний. Думаю, что ребенок и пришедшие с ним взрослые имеют право знать, с кем общаются.)
Меня же просто попросили выйти, так как по правилам, о которых родители не были поставлены в известность заранее, на собеседовании (за которое родители заплатили определенную сумму) имеют право находиться только мама или бабушка. Все, что происходило дальше, я записала со слов мамы и ребенка.

ХОД СОБЕСЕДОВАНИЯ

Учитель. Прочитай текст.
Ребенок читает.
Члены комиссии слушают, что-то отмечают в протоколе.
Мама записывает задание.
Учитель. Перескажи то, что ты прочитал.
Ребенок пересказывает близко к тексту.
Члены комиссии слушают, что-то отмечают в протоколе.
Мама записывает задание.
Учитель. В чем главная мысль рассказа?
Ребенок молчит.
Члены комиссии что-то отмечают в протоколе.
Мама записывает задание.
Учитель. Я назову тебе пары слов, а ты постарайся их запомнить. Называет пять пар.
Ребенок воспроизводит три пары.
Члены комиссии слушают, что-то отмечают в протоколе.
Мама записывает задание.
Члены комиссии замечают, что мама ведет запись, просят порвать листок.
Мама отказывается это сделать, так как на листке сделаны рабочие записи. Предлагает зачеркнуть.
Члены комиссии отказываются от этого варианта, изымают запись, удивляются тому, что мама все записала.
Мама делает попытку вернуть листок, объяснив, что кроме школьных, там имеются записи по работе.
Члены комиссии возвращают листок, предварительно собственноручно замазав все записи.
Учитель. Я прочитаю тебе слова, послушай их и построй правильно предложение: «Поскакали; лошадки; по полю».
Ребенок. Поскакали лошадки по полю.
Учитель. Ты ничего не хочешь исправить?
Ребенок. Нет.
Члены комиссии слушают, что-то отмечают в протоколе.
Учитель. Запиши это предложение письменными буквами.
Ребенок медлит. Начинает писать. Некоторые буквы пишет как письменные, некоторые — как печатные.
Члены комиссии удивлены, что-то отмечают в протоколе.
Учитель. Ты не знаешь, как пишутся все буквы?
Ребенок. Нет.
Учитель. Я скажу тебе слово — лес. Оно главное. А теперь назову еще несколько: почва, ягоды, цветы, грибы, звери. Выбери два слова, которые наиболее полно характеризуют слово лес.
Ребенок. Почка и грибы.
Учитель. Почему именно почка?
Ребенок. Почка — это то, из чего появляются листочки на деревьях.
Учитель. Ты не знаешь слова почва?
Ребенок (после молчания). Нет.
Члены комиссии удивлены. Записывают в протокол: «Ребенок не знает слово почва».
Учитель. А почему ты выбрал слово грибы?
Ребенок. Надо же зверям что-то есть в лесу?!
Члены комиссии возгласами выражают одобрение.
Учитель. Реши задачу: в одном лесу гуляют 16 оленей, в другом лесу — 9 оленей. На сколько в первом лесу оленей больше?
Ребенок
отвечает что-то, явно неправильно.
Учитель.
Запиши вычисления, которые ты сделал.
Ребенок
записывает только ответ.
Учитель. Запиши весь пример.
Ребенок молчит.
Учитель. Ты не умеешь?
Ребенок мотает головой.
Члены комиссии слушают, что-то отмечают в протоколе.
Учитель дает задание «Лабиринт». Пройди по лабиринту.
Ребенок. А по какой улице идти?
Учитель указывает на подсказки.
Ребенок быстро проходит по лабиринту.
Члены комиссии слушают, что-то отмечают в протоколе.
Учитель. Разложи эти 4 картинки последовательно и составь по ним рассказ.
Ребенок раскладывает и, вероятно, ошибается.
Учитель. Ты ничего не хочешь исправить?
Ребенок мотает головой.

Первым из кабинета вышел Миша, через несколько минут — мама.
После собеседования маме был задан главный, на взгляд членов комиссии, вопрос: «Почему ваш ребенок не ходил на наши курсы?»
Задания для детей, ходивших на курсы, отличались от заданий для детей, не ходивших на курсы. Так, ребенку, прошедшему курсы, было предложено решить такую задачу: «У тебя в одной руке 3 яблока, в другой 4. Сколько яблок в обеих руках?» Счет в пределах десятка. Задача же, предложенная Мише, — на сравнение, с переходом через десяток, что, по мнению учителей начальной школы, является самым сложным типом задач в курсе первого класса. Можно ли таким образом сравнить способности детей?
Вызывает некоторое недоумение и пятое задание: о правильности построения предложения. Дело в том, что в русском языке предложения, как утверждают филологи, можно строить по-разному. Если бы, как в английском, мы строили предложения только с прямым порядком слов, то, боюсь, нам бы пришлось переписать все русские сказки, ибо «Жили-были дед и баба» надо было бы написать «Дед и баба жили-были». Я уж не говорю о поэзии.

О КУРСАХ

Мы, взрослые, все перепутали в мире детей.
Большинство школ города, организующих курсы по подготовке шестилетних детей к школе, действуют знакомыми для учителей методами. Главное, по их мнению, посадить ребенка за парту, научить его читать и писать. Поэтому набор предметов традиционен: чтение, письмо, счет и, в зависимости от профиля школы, — музыка, рисование, английский, логика и т.д. И вот после посещения детского сада, вечером, детей ведут в школу, где они «овладевают основами наук», лишая ребенка чего-то большего, характерного именно для этого возраста.
Складывается впечатление, что педагоги благополучно забыли всю возрастную и педагогическую психологию. Даниил Борисович Эльконин в своих работах писал, что шестилетние дети относятся к дошкольному возрасту, и поэтому их образование требует других задач, условий и способов организации. Счет, письмо и чтение — не те показатели, которые говорят о развитии ребенка.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Именно в игре ребенок осваивает новые социальные роли, учится высказывать свое мнение, принимать мнение другого, что так важно в будущем, при вхождении в учебную деятельность. Недоигравшие в дошкольном возрасте дети берут свое позже, только игры их уже не выглядят столь безобидными.
Сегодняшним детям так же не до игр, как и не до сказок. Они заняты выполнением домашних заданий, а родители — контролем за их деятельностью. При безотметочном обучении в начальной школе, на подготовительных курсах и в детском саду дошколята получают отметки. По окончании детского сада детям устраивают зачетные занятия, на которых выставляют отметки за весь пройденный материал.
Фактически подготовительные курсы по своему содержанию очень напоминают программу первого класса. А что будет делать ребенок в первом классе? Не потому ли «натасканные» на курсах дети, успешные в первых учебных четвертях, сдают свои позиции, как только заканчивается запас их прошлых познаний. Так стоит ли?
В соревнование за самого натасканного ученика включились сегодня детские сады и учреждения дополнительного образования. Уже в пять лет дети учатся «быть школьниками», что на языке воспитателей детских садов значит правильно сидеть за партой, иметь первичные школьные навыки.
Вся эта практика приводит к тому, что сегодня более половины детей поступают в школу с явным нежеланием.
На днях в городе прошел «круглый стол» по теме «Урок в системе дополнительного образования в работе с дошкольниками», где один педагог с чувством гордости показывала детские работы шестилетних детей, которые считают в пределах сотни пишут в прописях. При этом она убеждала всех присутствовавших, что пора взяться уже и за четырехлеток.
На все вопросы «а надо ли?» ответ-оправдание прост: «Родители довольны».

ПРИЕМ В ШКОЛУ

При поступлении в школу детям устраивают экзамены подобно тому, который я описала, а иногда еще и покрепче.
Так, при приеме в гимназию учительница нарисовала перед ребенком фигуру и попросила назвать ее.
— Треугольник, — сказал малыш.
— А почему она так называется?
— Потому что у нее три угла, — вполне справедливо ответил ребенок.
— Покажи их.
В ответ на данную просьбу ребенок, так же как любой семилетний дошкольник, показал три точки, соответствующие его вершинам. Строгая учительница сказала, что совершена грубейшая математическая ошибка, ибо это вершины, а не углы.
Далее ребенку было предложено найти внутренние и внешние углы на фигуре...
А когда он прочитал незнакомый текст со скоростью 25 слов в минуту, маме было предложено поискать другую школу, ибо для поступления в эту, образцово-показательную, знаний ребенка недостаточно.
Может быть, изменилось положение о зачислении детей в школу или начальное образование перестало быть всеобщим? Оказывается, нет. Начальник отдела начального образования Министерства образования Ирина Петрова разъясняет: «Любой экзамен или даже собеседование при приеме — это грубейшее нарушение закона». На самом деле, «уметь читать, писать, считать — необязательно. Этому как раз и учат в первом классе».
Сегодня в элитных школах города появился коммерческий прием в первый класс...

Татьяна БИЛЬГИЛЬДЕЕВА,
г. Кострома

(Окончание следует)

TopList