Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

ИГРОТЕКА

РЕПОРТЕР-2

Постоянные читатели нашей газеты, я надеюсь, помнят публикацию, в которой было рассказано об игре «Репортер» (см. статью Т. Земских «Репортер», № 13, 2000). Эта игра предназначена для школьников 6-х классов, она стала одной из самых любимых в нашей школе (Экономической школе-лицее — ЭШЛ). В этой игре дети становятся журналистами — участниками представительного международного форума. В процессе игры они стараются проявить качества, которые необходимы для работы «настоящим журналистом», и, кроме того, пишут очерк об одном из своих одноклассников. Помните?
Игра очень увлекает подростков, многие участники после ее завершения выражают желание продолжить журналистскую эпопею. И у нас есть игра, логично продолжающая «Репортера». Проводится она в тот же год (через 2—3 месяца после полюбившейся детям игры) и называется незамысловато: «Репортер-2». Но это уже не совсем игра. Это — дело.
«Репортер-2» состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: разминочного, игрового и основного. На основном этапе дети разбиваются на пары, берут интервью у какого-либо «героя» на заданную тему, оформляют заметку и выпускают газету.

РАЗМИНКА

Прежде всего сюда входит традиционная психогимнастика, без которой трудно начинать любое психологическое действие.
Затем мы предлагаем детям тянуть жребий. В процессе жеребьевки весь класс делится на две группы: берущих интервью и героев. Технически это выглядит так. Один ребенок вытягивает бумажку, на которой, к примеру, написано: «Ты — журналист. Сейчас тебе предстоит взять интервью в прямом эфире у знаменитого актера Джеки Чана». А другой вытягивает такую бумажку: «Сейчас ты — знаменитый актер Джеки Чан. Тележурналист в прямом эфире будет брать у тебя интервью». Пары находят друг друга, в течение нескольких минут вместе готовятся, а затем каждая пара по очереди выступает перед остальными участниками.
Героев, у которых дети берут интервью, мы подбираем разных. Мы, психологи, советуемся по этому поводу с классным руководителем. Это должны быть люди, о которых дети действительно что-либо знают и могут как-то с ними соотнестись. Каждому герою для простоты перевоплощения мы готовим какой-нибудь маленький реквизит. Скажем, Шварценеггер выходит на интервью с гирей, популярная певица — в декоративном парике, тот же Джеки Чан — в поясе от спортивного кимоно и т.д.
После того как все интервью прослушаны, мы обсуждаем с детьми, легко ли было взять интервью, какие вопросы были наиболее удачными, как должен
вести себя интервьюер и т.п.
Если класс небольшой и времени достаточно, участники могут поменяться ролями: те, кто брал интервью, становятся героями и наоборот. Естественно, что для такого повторения нужен новый список героев. Детям очень хочется побывать в обеих ролях, но времени такая повторная процедура съедает много. Имеет смысл идти на это только в том случае, если дети медленно входят в игру, если им требуется дополнительный «разогрев».

НЕОБЫЧНЫЙ ЗАКАЗ

Ближе к концу такого разговора случается сюрприз, совершенно неожиданный для шестиклассников. В класс заходят двое старшеклассников. Это члены совета школы, люди известные и популярные. Они объявляют, что отвечают в совете за выпуск школьной газеты «Суть дела» (это чистая правда) и пришли в наш класс не из праздного любопытства. Они хотят «заказать» шестиклассникам спецвыпуск школьной газеты на определенную тему. Состоять же этот выпуск должен только из интервью граждан ЭШЛ на эту тему. Вот эти-то интервью и поручается подготовить ребятам.
Старшеклассники называют тему и раздают конкретные задания. Здесь уже указаны пары, которые будут вместе работать над интервью, и те лица, у которых их надо взять. Оговаривается время, когда газета должна быть готова (естественно, оно измеряется в часах, обычно полтора или два часа). Старшеклассники сообщают, что к указанному времени они снова придут, чтобы принять газету.
Этот визит был заранее подготовлен. Мы встречались со старшеклассниками накануне, объясняли им задачу, просили подготовиться и отнестись к делу серьезно. Надо сказать, что они нас еще не разу не подвели.
Тему же выпуска мы выбираем совместно с классным руководителем. Пары компонуем сами, при этом мы исходим из своих собственно психологических соображений.
Темы спецвыпусков могут быть разными: «Что вы думаете о нашей школе?» (учащиеся брали интервью у сотрудников, родителей и даже продавцов соседнего магазина), «Хобби и увлечения ЭШЛ» (учащиеся брали интервью у администрации, учителей, учащихся всех возрастов). В этом году тема спецвыпуска сформулирована так: «Достойные люди ЭШЛ».

ГЛАВНАЯ РАБОТА

После ухода старшеклассников мы обсуждаем с детьми примерную схему интервью, технику опроса, поведение репортера. Особый акцент делаем на этических моментах.
Каждая пара составляет собственную стратегию работы и отправляется в свободное плавание. Надо сказать, что, когда мы проводили такое «действо» в первый раз, мы очень волновались и в целях перестраховки заранее предупредили всех потенциальных героев интервью о предстоящем им испытании. Теперь мы этого уже не делаем. Журналисты они у нас или нет? Но по школе ходим, наблюдаем, если надо — помогаем.
Если участников игры нечетное количество, то в одну из пар включается классный руководитель.
Обычно «активная» фаза подготовки газеты длится 25—40 минут. Затем журналисты возвращаются. Кто довольный, кто не очень. Теперь они приступают к написанию и художественному оформлению своей заметки.
У нас к тому времени готова «болванка»: лист или два скрепленных вместе листа ватмана. Написан заголовок: «Суть дела. Специальный выпуск». Под ним подготовлено место для важной информации: написаны подзаголовки: «Авторы выпуска» и «Номер приняли». Под первым каждый из авторов заметки напишет свою фамилию (причем напишут только те, кто заметку писал и оформлял). Под вторым должны будут появиться подписи уважаемых членов совета, принявших выпуск.
Газета оформляется, старшеклассники знакомятся с ней, расспрашивают ребят о том, как проходили интервью, какие трудности у них возникали. Это очень полезная для членов совета процедура. Они узнают, скажем, о том, как старшие ученики относятся к тем, кто помладше. В прошлом году в «настоящей» газете «Суть дела» появилась, например, гневная статья десятиклассницы, принимавшей наш очередной «репортерский» номер. Она была возмущена тем, что старшеклассники позволяют себе делать в адрес младших граждан школы некорректные замечания, неуважительно относятся к их работе.
После того как номер принят и подписан, он торжественно вывешивается в школьном коридоре. Как правило, шестиклассники очень горды собой. Они водят «посмотреть» на газету друзей, героев своих интервью, показывают свою фамилию в списке авторов.

И БОЛЬШИМ, И ДЕТЯМ

Конечно, качество газет бывает разным. Мы уже убедились, что попадаются классы, извините, «писучие» и не очень. Год на год не приходится. Иногда получается такая газета, что рука не поднимается ее снимать еще много недель. А бывает и не так. Ничего страшного. Даже не будучи шедевром журналистского мастерства, такая газета решает свои психологические задачи. А их, таких задач, много. Это и сплочение детей в классе, и развитие их коммуникативных навыков, и формирование взрослой, достойной позиции в общении, и расширение жизненного пространства младших подростков в школе, и многое другое.
После трудной работы мы вместе с ребятами садимся в кружок и обсуждаем наши внутренние вопросы: как парам работалось вместе? Что помогало, что мешало? Как участники в паре распределяли обязанности и удачно ли это получилось?
Есть классы, которые крепко заразились журналистской деятельностью. Учащихся из этих классов можно часто видеть в школе с фотоаппаратами, кинокамерой. Ходят, о чем-то спрашивают, выпускают свои собственные газетки... Замечательно.
Есть и другое продолжение наших «Репортеров». Уже у нескольких учителей, которые вместе со своими детьми принимали участие в этих играх, появились свои игровые уроки. На них они используют идею конференции, интервьюирования, создания газеты. Вот и славно, нам не жалко.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

TopList