Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

СОЦИОНИКА

Многие из вас, дорогие читатели, слышали о соционике, но, к сожалению, мало кто имеет четкое представление о том, что это такое. Еще несколько лет назад отзывы об этой науке носили, мягко говоря, негативный характер. В этом номере мы начинаем публикацию цикла статей о новой, загадочной науке — соционике.

Различные типологии известны человечеству издревле. Еще великий греческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темпераментов. Затем благодаря исследованиям И.П. Павлова возникла теория о типах человеческих характеров. Значительный вклад в ее разработку внесли Э. Кречмер (1921) и П.Б. Ганнушкин (1933). И все-таки... Многое казалось слишком условным. Ведь человеческая психика настолько многообразна, что, как бы ни старались ученые, разложить ее «по полочкам» невозможно.

НЕВИДИМЫЕ НИТИ

Соционика изучает не просто психику человека, а способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности. Говоря проще, соционика показывает, как мы обмениваемся информацией с миром и как это отражается на нашей психике.
Нострадамус предсказывал, что земля в XX столетии будет опутана веревками и канатами. Некоторые проводят аналогии с линиями автострад или железнодорожных путей. Другие считают, что это провода, передающие нам информацию и буквально опутывающие всю нашу жизнь. Возможно, это компьютерные сети, Интернет, телевидение. Но можно также предположить, что существуют невидимые нити, связывающие людей. По этим каналам постоянно происходят передача и получение информации — порой чрезвычайно значимой и труднодоступной.
Соционический анализ передачи информации между людьми дает возможность увидеть, как восприятие одних и тех же явлений разными людьми влияет на их психологический комфорт, порождает или снимает у них различные комплексы.
Еще Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что величайшая роскошь на земле — это роскошь человеческого общения. Люди постоянно обмениваются какой-то информацией, но настоящее духовное общение так и остается роскошью.
Жизненный опыт убеждает нас, что очень редко можно рассчитывать на глубокое понимание со стороны других людей. Часто и нам бывает трудно понять другого человека. Есть люди, как говорится, с нами «одной крови»: общение с ними доставляет нам удовольствие. С другими же общаться тяжело: поток информации, идущий от них, напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам вовсе безразличны, общение с ними не задевает и не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.
Актуальность соционики постепенно растет. На сегодняшний день большой вклад в ее развитие внесли Вильнюсская, Киевская и Новосибирская школы, в последнее время соционика активно развивается в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. Развивают соционику люди различных профессий: математики, физики, социологи, врачи, психологи, педагоги.
О степени нужности соционики говорит и тот факт, что в 1997 году материал по ее изучению был включен в учебник психологии, рекомендованный Государственным комитетом РФ по высшему образованию. К сожалению, многие психологи, окончившие высшие учебные заведения пять и более лет назад, оказались не охвачены новыми веяниями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА

В каких случаях школьным психологам может прийти на помощь соционика?
Во-первых, в профориентации школьников.
Работа и учеба должны доставлять человеку радость, дарить уверенность в завтрашнем дне, а не становиться камнем преткновения в жизни. Вооружившись соционическими знаниями, психолог может помочь выпускникам школ и колледжей сделать выбор жизненного пути. Один соционик сравнил полученные знания с
маяком: они, словно свет во тьме, помогают кораблю причалить к берегу и не разбиться о подводные камни.
Во-вторых, при разрешении семейных проблем.
Довольно часто школьным психологам приходится разбираться в семейных конфликтах своих подопечных. Правильно или неправильно родители строят отношения между собой? Как это отражается на детях? Как наладить взаимоотношения с «трудными» детьми? Как гармонизировать отношения? Соционические знания и здесь придут на помощь.
В-третьих, при работе с педагогами.
Нередко школьным психологам приходится помогать учителям. Ведь не секрет, что одних преподавателей дети любят и доверяют им, а к другим большого уважения не испытывают. В классе всегда найдется ученик, которого какой-либо учитель недолюбливает, не находит с ним общего языка. Что делать: перевести ребенка в другую школу или попытаться наладить отношения с учителем? Соционика поможет увидеть, почему отношения складываются подобным образом и как найти выход из сложившегося положения.
В-четвертых, чтобы разобраться со своими проблемами.
Школьные психологи, как и все люди, имеют слабые, уязвимые места, перегружены проблемами и стрессами. Соционические знания помогут разобраться в себе, преодолеть внутриличностные барьеры и комплексы. Замечено, что у людей, занимающихся соционикой, открывается «второе дыхание», появляется чувство уверенности в себе. Соционика дает возможность предвидеть, чего можно ждать от общения с близкими и коллегами.
Сегодня работа школьных психологов является далеко не самой высокооплачиваемой. Многие вынуждены искать подработку. Вооружившись знаниями по соционике, можно устроиться на дополнительную работу в кадровые агентства или службу по подбору персонала. Соционика поможет ответить на вопросы: соответствует ли данная кандидатура той или иной должности, как построить работоспособную команду?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Прежде чем подойти к описанию основных положений соционики, мы считаем нужным совершить небольшой исторический экскурс.
Как зародилась соционика и где находятся ее корни?
Соционика возникла, как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и его талантливого ученика, швейцарского психиатра К.-Г. Юнга. Фрейд ввел в науку идею о том, что человеческая психика имеет некую структуру. Эта структура включает в себя следующие уровни: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id).

Опираясь на более чем шестидесятилетний опыт работы с пациентами, К.-Г. Юнг отметил, что эта структура по-разному наполнена у разных людей.
С чем это связано? Некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного представляет собой «чистую грифельную доску» и все последующее психологическое развитие человека проходит под воздействием воспитания, социума и личного опыта. Однако К.-Г. Юнг утверждал, что психика ребенка уже обладает некой изначальной структурой, которая задает основу для его дальнейшего взаимодействия с внешней средой.
Эта первоначальная структура включает тип личности, на котором впоследствии и формируется индивидуальная психика.
С точки зрения Юнга каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа.
В этом нет ничего обидного, как нет ничего ограничивающего индивидуальность человека в принадлежности к мужскому или женскому полу. Будучи мужчиной или женщиной, блондином или брюнетом, мы все остаемся прежде всего личностью, имеем право на собственные мысли, чувства, привычки и вкус. Типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров. В рамках любого из психологических типов она не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям «расти над собой».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПО ЮНГУ

Наблюдения дали Юнгу основание утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (умеют рассуждать, делать умозаключения, приводить доказательства), а другие — с эмоциональной (тонко чувствуют отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствием, восприятием ситуации в целом, инстинктивным схватыванием информации), другие — более развитыми ощущениями (восприятием внешних и внутренних сенсорных раздражителей).
В соответствии с этим К.-Г. Юнг определил следующие базовые функции в психике человека: мышление, чувство, интуиция, ощущение.
Он рассмотрел каждую из них в двух вариантах: в экстравертном и интровертном. Было выделено восемь психологических типов личности (см. рис. внизу). Их описания Юнг приводит в своей книге «Психологические типы».


 

Психологические типы Юнг разделил на два класса: рациональные и иррациональные. Он отмечал, что не следует путать деление на классы (рациональные — иррациональные) с делением на установки (экстраверсия — интроверсия). Это независимые друг от друга параметры человеческой психики. И экстравертные и интровертные типы могут принадлежать как к классу рациональных типов, так и к классу иррациональных.
«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» — писал К.-Г. Юнг.
Интроверсией он назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение».
Юнга не следует понимать буквально и отождествлять понятия экстраверсии и интроверсии со степенью общительности и замкнутости человека, как это зачастую происходит. Общительность и замкнутость в этих понятиях далеко не главное.
В основе общительности человека может лежать как живой интерес к людям (экстравертированность), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертированность). В первом случае человек будет руководствоваться принципом — общение ради общения или ради общих дел, во втором он будет общаться ради получения полезных для себя знаний и сведений.
Следует иметь в виду, что в мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов. Каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Татьяна ПРОКОФЬЕВА, психолог,
руководитель школы соционики,
Марина КУЗЬМИНА, психолог,
г. Москва

Продолжение в № 22

TopList