ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
СОЦИОНИКА
Многие из вас, дорогие читатели,
слышали о соционике, но, к сожалению, мало кто
имеет четкое представление о том, что это такое.
Еще несколько лет назад отзывы об этой науке
носили, мягко говоря, негативный характер. В этом
номере мы начинаем публикацию цикла статей о
новой, загадочной науке — соционике.
Различные типологии известны
человечеству издревле. Еще великий греческий
врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие
темпераментов. Затем благодаря исследованиям
И.П. Павлова возникла теория о типах человеческих
характеров. Значительный вклад в ее разработку
внесли Э. Кречмер (1921) и П.Б. Ганнушкин (1933). И
все-таки... Многое казалось слишком условным. Ведь
человеческая психика настолько многообразна,
что, как бы ни старались ученые, разложить ее «по
полочкам» невозможно.
НЕВИДИМЫЕ НИТИ
Соционика изучает не просто психику
человека, а способы обмена информацией между
людьми, описывает информационную структуру
личности. Говоря проще, соционика показывает, как
мы обмениваемся информацией с миром и как это
отражается на нашей психике.
Нострадамус предсказывал, что земля в XX столетии
будет опутана веревками и канатами. Некоторые
проводят аналогии с линиями автострад или
железнодорожных путей. Другие считают, что это
провода, передающие нам информацию и буквально
опутывающие всю нашу жизнь. Возможно, это
компьютерные сети, Интернет, телевидение. Но
можно также предположить, что существуют
невидимые нити, связывающие людей. По этим
каналам постоянно происходят передача и
получение информации — порой чрезвычайно
значимой и труднодоступной.
Соционический анализ передачи информации между
людьми дает возможность увидеть, как восприятие
одних и тех же явлений разными людьми влияет на
их психологический комфорт, порождает или
снимает у них различные комплексы.
Еще Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что
величайшая роскошь на земле — это роскошь
человеческого общения. Люди постоянно
обмениваются какой-то информацией, но настоящее
духовное общение так и остается роскошью.
Жизненный опыт убеждает нас, что очень редко
можно рассчитывать на глубокое понимание со
стороны других людей. Часто и нам бывает трудно
понять другого человека. Есть люди, как
говорится, с нами «одной крови»: общение с ними
доставляет нам удовольствие. С другими же
общаться тяжело: поток информации, идущий от них,
напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам
вовсе безразличны, общение с ними не задевает и
не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.
Актуальность соционики постепенно растет. На
сегодняшний день большой вклад в ее развитие
внесли Вильнюсская, Киевская и Новосибирская
школы, в последнее время соционика активно
развивается в Санкт-Петербурге, Москве,
Екатеринбурге. Развивают соционику люди
различных профессий: математики, физики,
социологи, врачи, психологи, педагоги.
О степени нужности соционики говорит и тот факт,
что в 1997 году материал по ее изучению был включен
в учебник психологии, рекомендованный
Государственным комитетом РФ по высшему
образованию. К сожалению, многие психологи,
окончившие высшие учебные заведения пять и более
лет назад, оказались не охвачены новыми веяниями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
В каких случаях школьным психологам
может прийти на помощь соционика?
Во-первых, в профориентации школьников.
Работа и учеба должны доставлять человеку
радость, дарить уверенность в завтрашнем дне, а
не становиться камнем преткновения в жизни.
Вооружившись соционическими знаниями, психолог
может помочь выпускникам школ и колледжей
сделать выбор жизненного пути. Один соционик
сравнил полученные знания с
маяком: они, словно свет во тьме, помогают кораблю
причалить к берегу и не разбиться о подводные
камни.
Во-вторых, при разрешении семейных проблем.
Довольно часто школьным психологам приходится
разбираться в семейных конфликтах своих
подопечных. Правильно или неправильно родители
строят отношения между собой? Как это отражается
на детях? Как наладить взаимоотношения с
«трудными» детьми? Как гармонизировать
отношения? Соционические знания и здесь придут
на помощь.
В-третьих, при работе с педагогами.
Нередко школьным психологам приходится помогать
учителям. Ведь не секрет, что одних
преподавателей дети любят и доверяют им, а к
другим большого уважения не испытывают. В классе
всегда найдется ученик, которого какой-либо
учитель недолюбливает, не находит с ним общего
языка. Что делать: перевести ребенка в другую
школу или попытаться наладить отношения с
учителем? Соционика поможет увидеть, почему
отношения складываются подобным образом и как
найти выход из сложившегося положения.
В-четвертых, чтобы разобраться со своими
проблемами.
Школьные психологи, как и все люди, имеют слабые,
уязвимые места, перегружены проблемами и
стрессами. Соционические знания помогут
разобраться в себе, преодолеть внутриличностные
барьеры и комплексы. Замечено, что у людей,
занимающихся соционикой, открывается «второе
дыхание», появляется чувство уверенности в себе.
Соционика дает возможность предвидеть, чего
можно ждать от общения с близкими и коллегами.
Сегодня работа школьных психологов является
далеко не самой высокооплачиваемой. Многие
вынуждены искать подработку. Вооружившись
знаниями по соционике, можно устроиться на
дополнительную работу в кадровые агентства или
службу по подбору персонала. Соционика поможет
ответить на вопросы: соответствует ли данная
кандидатура той или иной должности, как
построить работоспособную команду?
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Прежде чем подойти к описанию основных
положений соционики, мы считаем нужным совершить
небольшой исторический экскурс.
Как зародилась соционика и где находятся ее
корни?
Соционика возникла, как закономерное
продолжение учений основоположника
психоанализа З. Фрейда и его талантливого
ученика, швейцарского психиатра К.-Г. Юнга. Фрейд
ввел в науку идею о том, что человеческая психика
имеет некую структуру. Эта структура включает в
себя следующие уровни: сознание (ego),
предсознание (super-ego) и подсознание (id).
Опираясь на более чем
шестидесятилетний опыт работы с пациентами, К.-Г.
Юнг отметил, что эта структура по-разному
наполнена у разных людей.
С чем это связано? Некоторые ученые предполагают,
что психика новорожденного представляет собой
«чистую грифельную доску» и все последующее
психологическое развитие человека проходит под
воздействием воспитания, социума и личного
опыта. Однако К.-Г. Юнг утверждал, что психика
ребенка уже обладает некой изначальной
структурой, которая задает основу для его
дальнейшего взаимодействия с внешней средой.
Эта первоначальная структура включает тип
личности, на котором впоследствии и формируется
индивидуальная психика.
С точки зрения Юнга каждый человек не только
индивидуальность, но и представитель
определенного типа.
В этом нет ничего обидного, как нет ничего
ограничивающего индивидуальность человека в
принадлежности к мужскому или женскому полу.
Будучи мужчиной или женщиной, блондином или
брюнетом, мы все остаемся прежде всего личностью,
имеем право на собственные мысли, чувства,
привычки и вкус. Типология не отменяет всего
многообразия человеческих характеров. В рамках
любого из психологических типов она не
устанавливает непреодолимых преград, не мешает
людям «расти над собой».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПО ЮНГУ
Наблюдения дали Юнгу основание
утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической
информацией (умеют рассуждать, делать
умозаключения, приводить доказательства), а
другие — с эмоциональной (тонко
чувствуют отношения людей, их чувства). Одни
обладают более развитой интуицией
(предчувствием, восприятием ситуации в целом,
инстинктивным схватыванием информации), другие
— более развитыми ощущениями (восприятием
внешних и внутренних сенсорных раздражителей).
В соответствии с этим К.-Г. Юнг определил
следующие базовые функции в психике человека:
мышление, чувство, интуиция, ощущение.
Он рассмотрел каждую из них в двух вариантах: в
экстравертном и интровертном. Было выделено
восемь психологических типов личности (см. рис.
внизу). Их описания Юнг приводит в своей книге
«Психологические типы».
|
Психологические типы Юнг разделил на
два класса: рациональные и иррациональные. Он
отмечал, что не следует путать деление на классы
(рациональные — иррациональные) с делением на
установки (экстраверсия — интроверсия). Это
независимые друг от друга параметры
человеческой психики. И экстравертные и
интровертные типы могут принадлежать как к
классу рациональных типов, так и к классу
иррациональных.
«Экстраверсия есть, до известной
степени, переложение интереса вовне, от субъекта
к объекту» — писал К.-Г. Юнг.
Интроверсией он назвал обращение
интереса внутрь, когда «мотивирующая сила
принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как
объекту принадлежит самое большее вторичное
значение».
Юнга не следует понимать буквально и
отождествлять понятия экстраверсии и
интроверсии со степенью общительности и
замкнутости человека, как это зачастую
происходит. Общительность и замкнутость в этих
понятиях далеко не главное.
В основе общительности человека может лежать как
живой интерес к людям (экстравертированность),
так и интерес к полезной или привлекательной для
себя информации (интровертированность). В первом
случае человек будет руководствоваться
принципом — общение ради общения или ради общих
дел, во втором он будет общаться ради получения
полезных для себя знаний и сведений.
Следует иметь в виду, что в мире нет ни чистых
экстравертов, ни чистых интровертов. Каждый из
нас более склонен к одной из этих установок и
действует преимущественно в ее рамках.
Татьяна ПРОКОФЬЕВА, психолог,
руководитель школы соционики,
Марина КУЗЬМИНА, психолог,
г. Москва
Продолжение в № 22