Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

 

Под ред. Н.С. Лейтеса
М.: Академия, 2000

 

В книге дается реферативное изложение общих представлений об одаренности. Подобный стиль изложения полностью отвечает требованиям, предъявляемым к учебным пособиям, к каковым и принадлежит данное издание.
По прочтении его читатель получит сведения по ряду проблем, имеющих отношение к одаренности. Книга написана коллективом авторов, каждого из которых отличает своя манера изложения.
Для практического психолога в образовании интерес представляют две первые части, знакомящие с проблемой умственной одаренности детей. При этом авторами реализуется возрастной подход к феноменам детской одаренности, согласно которому первостепенное значение для умственного развития имеет возрастная чувствительность к определенным воздействиям. Хорошо известно, что для диагноза умственного потенциала и тем более для прогноза его развития у ребенка необходимо учитывать именно возрастные предпосылки развития.
Авторами выделяются три категории детей с признаками умственной одаренности: с необыкновенно высоким уровнем умственного развития (чаще это дошкольники или младшие школьники), с признаками специальной умственной одаренности (например, математической) и с потенциальной, или «скрытой», одаренностью. Говоря о составляющих умственной одаренности, авторы подчеркивают, что она включает в себя, наряду с познавательной потребностью и высоким интеллектом, особый склад личности с устойчивыми склонностями, с пристрастием к определенным видам занятий.
В главе о диагностике умственной одаренности представлено большое число методов, но остается непонятным, какому из них авторы отдают предпочтение.
В книге затрагивается проблема обучения одаренных детей и убедительно проводится мысль, что «талантам надо помогать». В связи с этим рассматриваются две стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом (ускорение и обогащение) и говорится о специализированных (профильных) классах и школах как лучших формах обучения одаренных детей.
Авторы пособия поднимают очень важный вопрос о специальной подготовке учителей для одаренных детей. Учитель должен быть, во-первых, грамотным предметником, во-вторых, ориентированным на творчество и, наконец, личностью, обладающей «эгосилой». Оптимистически настроенные авторы верят в возможность подготовки таких учителей.
В книге описано немало конкретных случаев. С одной стороны, такая наглядная иллюстрация способствует лучшему пониманию рассматриваемого феномена и повышает доверие к авторам, которые представляют реальные результаты работы. С другой стороны, наличие таких больших по объему характеристик детей приводит к смешению стилей изложения в пособии.
И последнее. Эта книга, безусловно, адекватно и всесторонне отражает состояние проблемы одаренности детей и подростков.

Марина СТЕПАНОВА