Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В ПОГОНЕ ЗА ЗНАНИЯМИ

Окончание. Начало см. № 21, 2001 г.

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Интересно, что заведующая городским отделом образования утверждает, что она не имеет никакой возможности повлиять на требования школы при приеме детей в первый класс.
Кто же еще может встать на защиту ребенка? Вероятно, психологи. Кому, как не им, знать об особенностях возраста. Но их позиция по этому вопросу совершенно не ясна. Они либо самоустраняются от решения данного вопроса, либо идут на поводу у администрации школы.
Любопытно, какую такую секретную информацию мама, присутствовавшая на собеседовании, могла выведать и распространить? Как объяснил директор этой школы, педагоги в данном случае действовали правильно, в соответствии с инструкцией (показать которую, правда, отказался, ибо разработана она для внутреннего пользования). Не удивлюсь, если скоро в таких школах появятся инструкции другого характера, и мы, родители, не вправе будем знать, что происходит в школе с нашими детьми.
Вокруг собеседования царит атмосфера тайны. Даже те педагоги, которые вели курсы для дошкольников, не всегда знают результаты собеседования. Тайна порождает домыслы. Чего боимся, товарищи педагоги? Кого? Даже работники секретных организаций доверяют друг другу больше.
Учителя оправдываются, что подготовка детей к школе — это запрос родителей. Так кто же в этом союзе «педагоги—родители» несет ответственность за ребенка как профессионал? И мне кажется, что если мы себя таковыми считаем, то обязаны сказать родителям, что может произойти с их ребенком, если он пойдет дальше по этому пути.

КТО В ШКОЛЕ ГЛАВНЫЙ?

Родители — это опора ребенка, его защита. Родители, конечно, любят своего малыша. Многие из них считают, что главное — выбрать школу, и тогда счастливое будущее их ребенку будет обеспечено. Чаще всего выбор школы осуществляется по вывеске. Ах, если бы все решалось так просто! Но ведь порой за новой вывеской стоит только усиление требований к ребенку, непосильный темп изучения материала, не обоснованный никакими возрастными особенностями.
Я готова понять родителей: наверное, многими из них движут благие намерения, но не могу понять, почему родители молчат, наблюдая, как школа откровенно терроризирует ребенка, а вместе с ним и их самих.
Первоклассник, возвращаясь из школы, остаток дня проводит за выполнением домашнего задания. С первого класса мама с папой нанимают репетиторов, чтобы ребенок доработал то, что не успел в классе. Неудача маленького ученика в школе для родителей — трагедия, полученная «тройка» — диагноз, «двойка» — крах всех надежд. Таким родителям самим нужны поддержка и понимание. Могут ли они стать опорой своему ребенку, который так нуждается в их любви?
Родители боятся школы и отдают своего ребенка в заложники. На любое предложение пойти и поговорить с учителем, рассказать о проблемах ребенка, о его особенностях они с ужасом в глазах произносят: «Но ведь ему еще десять лет там учиться...»
Не пора ли понять, что при сегодняшней демографической ситуации мы, родители, вправе диктовать свои условия школе, а не наоборот. Ибо школа сегодня зависит от нас. и на вопрос, кто в школе главный, ученик или учитель, могу с уверенность сказать — ученик. Не будет его, не будет и школы, и никакие нововведения ей не помогут.

ПОРА ОСТАНОВИТЬСЯ

Ребенок — самое главное лицо во всей истории. Как он чувствует себя? Скажу честно — по-разному. Некоторые после первой неудачи получают сильнейшую травму на долгие годы. Школьная жизнь может превратиться для ребенка в сплошной кошмар, ибо каждый день ему надо доказывать, что он — «не дурак». Таким детям и родителям нужны помощь и поддержка.
Другие относятся к этому легко, даже не поняв, что потерпели поражение. Мой герой, Миша, с удовольствием пошел еще в одну школу, два часа беседовал с учительницей, читал, рисовал. И всем с гордостью рассказывает, что он теперь школьник, да еще и лучший в классе художник.
Через месяц-другой после учебы в престижной школе у детей нередко начинаются различные болезни. Медики Центра практической психологии констатируют, что часто за помощью обращаются первоклассники престижных школ.
Может быть, пора остановиться в экспериментировании над ребенком, его здоровьем и здоровьем его родителей. Давайте перестанем гнать нашего ребенка за знаниями, умениями и навыками, а создадим ему нормальные условия для развития. Пусть в шесть лет он играет, а мы почитаем ему сказки, дадим в руки краски, ножницы, конструктор, чтобы он творил. Будем вместе ходить с ним зимой на лыжах, летом на речку и в лес, и наш малыш будет здоровым. В выходные вспомним о том, что в городе есть музеи, театры, и отправимся туда всей семьей. А вечером поставим свой спектакль, откроем свою картинную галерею, пригласив на открытие и просмотр друзей из детского сада или со двора.
А в школе научим ребенка учить себя, научим пользоваться всем тем, что есть в его распоряжении, не перегружая его память, а развивая умение мыслить.

Татьяна БИЛЬГИЛЬДЕЕВА,
г. Кострома

TopList