Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

ИГРОТЕКА

Визуализация — это процесс создания образов в воображении. Можно сказать, что это — репрезентация в уме несуществующего объекта, явления или события (это не только зрительные образы, но и образы, сформированные через другие модальности).
Визуализация может происходить в обоих полушариях головного мозга. Левое полушарие мозга «видит» символы (буквы, слова и т.п.), а правое — специфические конкретные объекты. Исходя из этого, выделяют «левополушарных» учащихся и «правополушарных». Последние испытывают значительные трудности в школе, где обучение ориентировано на левополушарный способ предоставления информации.
Предлагаемые упражнения предназначены для работы с группой (классом). Они не требуют большого количества времени. Эти упражнения мы проводили в группах (мы работали с младшими школьниками и подростками) и индивидуально.
Упражнения дали определенный положительный эффект: многие младшие школьники и подростки стали успешнее учиться.
Выполнять их желательно ежедневно, в атмосфере непринужденности, в игровой форме. Начальное упражнение следует повторять в течение 2—4 недель.
Последовательно выполняйте каждое упражнение в течение недели или дольше, и вы получите впечатляющие результаты.

Начальное упражнение

Учитель озвучивает для учеников какую-либо сцену без ее описания (говорит простое предложение, например: «Вечер настал»). Затем он просит детей дополнить сцену конкретными визуальными деталями и характеристиками (можно попросить детей закрыть глаза). После этого можно предложить учащимся обменяться характеристиками созданного образа.

Визуализация цвета

Инструкция. Заполните ваш мозг каким-либо цветом (зеленым, красным, голубым) по вашему выбору. Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Если созданные цвета кажутся неясными, сфокусируйтесь на конкретной позе, помогающей вам отличить эти цвета друг от друга. Это сразу может не получиться, поэтому в выполнении данного задания нужно попрактиковаться несколько раз. Спросите себя: «Чем красное отличается от голубого?» Сконцентрируйтесь на различии, и цвета станут более ясными.

Визуализация геометрических фигур

Инструкция. Представьте себе круг (треугольник, квадрат...), для начала как бы нарисуйте эту фигуру на уровне глаз. Позвольте своим глазам детально изучить каждую часть фигуры, затем представьте ее целиком. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Визуализируйте этот предмет, вращающийся в вашем мозгу.

Визуализация трехмерного объекта

Инструкция. Поместите образ любого трехмерного объекта (стула, мяча, помидора...) перед собой на расстоянии одного-двух метров. Расслабьтесь и изучайте этот объект, затем закройте глаза и визуализируйте. Попытайтесь включить как можно больше деталей в ваш внутренний образ.

Визуализация живого существа

Инструкция. Визуализируйте знакомого человека (или животное). Сконцентрируйтесь на лице, тщательно изучайте каждую деталь. Рассматривайте лицо, как будто оно далеко или как будто оно очень близко. Посмотрите на него справа, слева и, наконец, прямо. Вы можете либо приблизиться к объекту, либо мгновенно всецело охватить его взглядом.

Визуализация крупного объекта

Инструкция. Визуализируйте знакомый вам дом или знакомую квартиру. Представьте себя открывающим дверь и входящим в дом. Изучайте пол под собой, стены, открывающиеся взору проемы в другие комнаты. Позвольте глазам вашего мозга путешествовать из комнаты в комнату и замечать фурнитуру, цвета, окна и другие детали. Затем вернитесь обратно и столь же тщательно исследуйте внешний вид здания.

Визуализация трехмерного объекта с изменением его качеств

Инструкция. Визуализируйте тыкву. Это гладкий и ярко-оранжевый овощ с хвостиком на макушке. Представьте тыкву плавающей прямо перед вами, медленно поднимающейся к потолку, затем опустите ее до уровня глаз и начните быстро вращать. Внезапно остановите ее и делайте все меньше и меньше, пока она не станет размером с яблоко. Сейчас измените цвет, сделав ее ярко-голубой, затем зеленой, затем снова оранжевой.

Визуализация перемещений

Инструкция. Представьте себя удобно лежащим в своей кровати. Мысленно исследуйте знакомые предметы. Далее продолжайте их исследовать, мысленно двигаясь вокруг комнаты, рассматривая объекты, приближаясь к ним. Взгляните на окно и почувствуйте себя легко плывущим по направлению к нему и затем выплывающим из окна. Вы дрейфуете все выше и выше, потом вы оказываетесь над домом соседей. Изучайте улицы, дома, дороги и другие предметы. Затем мягко приземлитесь и почувствуйте, что стоите на ногах.

Визуализация «ресурсного» места

Инструкция. Сейчас визуализируйте какое-либо конкретное место и представьте, что вы там находитесь. Это может быть или реально существующее место, в котором вам очень нравится находиться, или место, где вы никогда не бывали, но желаете посетить, или воображаемое место, созданное вами. Исследуйте его мысленно. Изучите окружение. Если это место расположено на открытом воздухе, то постарайтесь почувствовать тепло солнечных лучей и дуновение ветерка. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место много раз в будущем. Визуализируйте себя идущим туда для отдыха, для работы, для практики в других упражнениях.

Визуализация с использованием слухового канала

Инструкция. Визуализируйте какое-либо конкретное место и вообразите встречу с мудрым человеком (наставником). Это может быть как реальный, так и воображаемый человек. Представьте себя встречающим этого наставника. Выразите свои дружеские чувства. Представьте себя спрашивающим у него совета. Внимательно слушайте его ответы на ваши вопросы.
Визуализируйте другое конкретное место, пусть это будет рабочее место, содержащее все приборы и инструменты, которые могут потребоваться для ответа на любой вопрос или решения любой проблемы. Представьте на рабочем месте экран, где могут появляться любые образы по вашему выбору. Пусть ваш наставник обязательно посетит вас на рабочем месте, когда вам потребуется помощь. Поупражняйтесь в видении образов на вашем экране.

Альфия РЕМЕЕВА,
кандидат психологических наук,
г. Москва