Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

НАШИ ДЕТИ

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ

«Два ученика известного математика Давида Гильберта, изнуренные непосильной умственной работой, не получив требуемых шефом научных результатов, в отчаянии покончили с собой. Бедный старик не нашел ничего лучшего, как, стоя на похоронах под проливным дождем, в течение часа произносить речь, в которой доказывал, что их диссертации могли быть исправлены».
Этот случай описан в книге В.Д. Паронджанова «Как улучшить работу ума». Почему произошла трагедия с молодыми людьми? Отчасти сказалось хроническое перенапряжение, но основная причина лежит в эмоциональной сфере.

ВЗРЫВ ЭМОЦИЙ И БОЛЕЗНЕЙ

Сильнейшие интеллектуальные перегрузки испытывают современные школьники. Нарушения в эмоциональной сфере детей оказывают огромное влияние на их жизнь и здоровье. Психологические и физиологические системы не могут действовать, не соприкасаясь друг с другом, так как существует некий компонент, обеспечивающий их взаимосвязь. По мнению Ю.А. Александровского, этот компонент имеет двойственную природу: с одной стороны, психическую, с другой — физиологическую. Этим компонентом в системе регуляции являются эмоции.
В начальной школе ребенок еще мал, полностью зависим от взрослых, полон веры в справедливость учителей, но годы учебы порождают в нем различные сомнения. Сомнения накапливаются. Растет психическое напряжение.
Противоречия в психическом развитии детей на протяжении нескольких лет учебы остаются скрытыми от учителей. Конфликт между интеллектуальным и эмоциональным углубляется. Это все чревато взрывом в подростковом возрасте.
Подобно взрывам и землетрясениям в условиях нарушенной экологии, конфликты, проблемы и болезни детей обрушиваются на головы педагогов. Дети, испытывая депривацию эмоциональной сферы в процессе обучения, уходят в болезни.

ДАВНО ИЗВЕСТНО

Известно, что подростки на первое место ставят ценность межличностного общения, а оно, безусловно, не может быть неэмоциональным. Ребята испытывают огромные трудности в общении, так как не имеют навыков чувствования себя и окружающих, необходимых для адекватного общения. Они не умеют правильно соотнести знания, получаемые в школе, с реальными индивидуальными потребностями, пробивающимися на поверхность в виде сложных, часто сменяющихся эмоций.
Дети в подростковом возрасте переходят в среднее звено школы, где прибавляется ряд предметов, предназначенных для усиленного развития логического абстрактного мышления.
Известно, что именно в этот период жизни (по Павлову) кора больших полушарий временно приостанавливает свою активность и роль второй сигнальной системы отходит на второе место (Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова).
Подростки проявляют повышенный интерес ко всему, что наполняет их внутренний мир переживаниями, а не размышлениями.
Таким образом, ребенку-подростку предлагаются в школе способы познания, неадекватные его возрастной природе.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра "ЦРЧ". Лазерная хирургия, подология, проктология, оперативная и консервативная ортопедия, индивидуальные ортопедические стельки, коррекция осанки, мануальная терапия, удаление на коже лазером и др. Узнать подробнее о центре, услугах, контакты, адрес и записаться на приём Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.rubca.net/.

БЕЗ ПРАВА НА СЧАСТЬЕ

Современные учебные программы в большинстве своем ведут к нарушению природного баланса био-, психо-, социосистем подростка. Методисты интенсивно развивают когнитивную сферу ребенка, который по своей природе больше тяготеет к чувствам и эмоциям.
Дети-подростки не хотят учиться, ибо они так и не поняли за весь период учебы, как это делается. Они хотят войти в жизнь, вбирая в себя все ее многообразие, жадно и активно впитывая всем своим существом мир музыки, танцев, поэзии, литературы, пытаясь в нем отыскать себя и свои сокровенные тайны. А их отравляют бесконечным анализом и синтезом, без учета их обостренного детского чувствования и ощущения. Ребенка разрывают пополам, заставляя отказываться от поиска своего «Я».
Все вышесказанное доказывает ошибочность генерального направления массовой школы, которое стратегически ориентировано только на развитие когнитивной сферы. Школа лишает человека права на счастье и здоровье.
Протест подростков выражается в их непредсказуемом с точки зрения разума поведении. Их биологический протест, вопль, проявляется во всплеске соматических отклонений: зачем мне быть, если мне жить нельзя? Гормональная система молодого организма запускает «реактивные двигатели», чтобы выйти на космическую орбиту, а на деле подросток оказывается в привязанном самолетике на школьном аттракционе.
Это не просто конфликт, это драма жизни подростка.

Марина БЕСЕДИНА,
учитель английского языка школы
№ 1202, г. Москва