Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2001

ТЕТ-А-ТЕТ

Я НИЧЕГО НЕ ЗАБЫВАЮ,
КАК НИ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗАБЫТЬ...

В жизни каждого человека случались, наверное, события, которые ему очень хотелось бы поскорее забыть. Эти события связаны либо с нашими собственными негативными поступками, либо — с негативными действиями, совершенными по отношению к нам другими людьми, либо — с иными трудными для принятия жизненными обстоятельствами. Все, что мы хотим забыть, сцементировано неприятными переживаниями, сопутствующими перечисленным выше событиям. Поскольку переживание кажется невыносимым, хочется поскорей избавиться от него.

РАБОТА ПЕРЕЖИВАНИЯ

Людям невдомек, что если переживание интенсивно, то для своего завершения оно требует много времени. Переживая, человеческая душа совершает серьезную работу, направленную на достижение иного смысла существования и выработку нового способа отношения к жизни.
Другими словами, серьезные и завершенные переживания способствуют тому, что в современной психологии называют личностным ростом. Работа переживания требует большого количества энергии, которую необходимо откуда-то взять. Самостоятельно открыть ресурсы для успешного переживания трудной жизненной ситуации бывает весьма непросто, поэтому на практике люди отдают предпочтение менее энергоемкому процессу.
Его имя — забывание. Иногда это происходит автоматически. Довольно часто для забывания люди прибегают к помощи алкоголя или других наркотических веществ. Фармакологическое лечение ряда психических расстройств также основано на стимулировании механизмов забвения. Как правило, такого рода лечение (не сопровождающееся качественной психотерапией) приводит к тому, что возникает своеобразная зависимость от лекарств и человек время от времени оказывается вынужден повторять курс лечения или даже переходить на все более сильнодействующие препараты.

ВЫТЕСНЕНИЕ

О чем говорят эти факты? Они указывают нам на фундаментальную закономерность существования человеческой души — она ничего не забывает. Убрать из сознания — не значит забыть, поскольку в каждом из нас есть скрытая от постороннего взора, да и от нашего собственного сознания страна, в которой действуют свои законы. Имя ей — бессознательное, или неосознаваемое психическое.
Со времен Фрейда известно, что, забывая, человек просто-напросто вытесняет неприятное (или ненужное) содержание из собственного сознания. Степень вытеснения может быть разной, но главное заключается в том, что это содержание — факт, событие, переживание — не исчезает бесследно (по крайней мере в том случае, если мозг не разрушен с помощью каких-либо биохимических воздействий, то есть алкоголя, лекарств и т.д., а также вследствие процессов старения). А это значит, что все «забытое» может быть извлечено из памяти в любой момент, а порой оно само прорывается в сознание или даже непосредственно в поведение в самое неподходящее время.
На использовании этого свойства психики основаны некоторые психотерапевтические техники.

СТАРТОВАЯ ТОЧКА

Одной из них является метод анализа ранних воспоминаний А. Адлера. По его мнению, воспоминания «представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя к встрече с будущим, используя уже проверенный стиль действий». Особенное значение имеет самое раннее воспоминание, потому что в нем, согласно Адлеру, «содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения... это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются. Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает...».
При этом не имеет значения, насколько это воспоминание является «подлинным»: приписывая ему первичность, человек тем самым все равно проявляет свой индивидуальный стиль и первоначальную направленность. Главный недостаток метода ранних воспоминаний заключается в его субъективности, поскольку не существует четких критериев интерпретации (как и в любой проективной методике).
Анализ воспоминаний — это в большей мере творческая работа, в которой первоочередное значение имеет сам процесс поиска взаимосвязей и смыслов. В процессе продуцирования воспоминания и последующего анализа может произойти (и очень часто происходит) инсайт — озарение, ведущее к переосмыслению различных личностных стратегий и проявлений, что является первым шагом к личностной интеграции на новом уровне. (Подробнее о методе смотри в книге
Е. Сидоренко «Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру», СПб., «Речь», 2000.)

РОДНИК ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

Каким же образом воспоминания могут помочь в процессе психологической коррекции или психотерапии? Дело в том, что мы вспоминаем не только события и факты, но и сопутствующие им переживания. Светлые, радостные переживания могут стать важным ресурсом, с помощью которого душа получает жизненную энергию для преодоления трудностей, возникших в настоящем. Ни в критической ситуации, ни в повседневной жизни многие люди даже не задумываются о том, какой сильный источник жизненной силы скрыт в каждом из нас. Обратить внимание человека на этот источник, помочь обнаружить его под пластами бесполезных суетных переживаний — одна из задач психолога-консультанта.
Для этого можно использовать, например, техники направленной визуализации. Или попросить человека вспомнить и записать что-либо, связанное с приятными моментами в его жизни.
В зависимости от характера актуальной проблемы можно по-разному формулировать задачу для воспоминания: «Вспомните, когда вы чувствовали себя сильным», «Попытайтесь припомнить в деталях те моменты, когда вы испытывали радость» и т.д. Само воспоминание позволяет человеку осознать тот факт, что он уже испытывал положительные чувства, а значит, вполне может испытать их и теперь.
Вспоминая приятные события, человек заново переживает сопутствующие им положительные чувства, что в критической ситуации может привести к изменению состояния. В данный момент становится немного легче.
Некоторые воспоминания дают столь мощную поддержку, что она помогает полностью выйти из кризиса; другие могут служить неким постоянным источником силы.
Один мой знакомый рассказывал, что, если на его жизненном пути вставали непреодолимые, как ему казалось, препятствия, то он вспоминал фрагмент из книги М. Шолохова «Поднятая целина», когда Давыдов принимается в одиночку пахать поле. По его словам, это воспоминание давало ему такой прилив сил, что препятствия успешно преодолевались.
В моей практике психолога-консультанта встречались случаи, когда с помощью позитивного воспоминания удавалось сформировать у человека устойчивую стратегию преодоления трудных жизненных ситуаций.

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ГЕШТАЛЬТ

Позитивные воспоминания дают нам возможность получить поддержку в конкретный момент времени. Но они не избавляют от болезненных переживаний, связанных с прошедшими событиями. При этом человек часто не осознает связь актуального переживания со своим прошлым опытом.
В терапевтических целях бывает очень важно найти «первичное» (по субъективным ощущениям) переживание, чтобы пережить его до конца. Фриц Перлз называл такие незаконченные переживания «незавершенным гештальтом».
Завершение переживания происходит путем его повторного проживания-прочувствования в присутствии другого человека — психотерапевта или психолога-консультанта. Роль консультанта в этом процессе заключается в том, чтобы не позволить человеку уйти от тех реальных чувств, которые тот испытывает, как бы неприятны они не были, и поддержать человека в момент встречи с травмирующим переживанием. Такое совместное или, точнее выражаясь, соприсутствующее ре-переживание чувств помогает человеку, испытывающему эмоциональные проблемы, не только изменить свое актуальное состояние, но и увидеть пути дальнейшего развития собственной системы отношений.

Человеческая память — это одновременно источник боли и фонтан радости, и оба они питаются из одного и того же родника. Мы не можем перекрыть ни один из них, но в наших силах увеличить напор в фонтане. И тогда боль постепенно иссякнет...

Александр ШАДУРА