Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №25/2001

ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.
Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей. Причем дошкольного возраста. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он — верблюд, потом — лев и потом уже — ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития — ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину...
Если мы будем помнить об этой притче, то сказкотерапию можно смело назвать «детским» методом. Тем более что ребенок — самый главный человек на земле. Именно к такому выводу еще в XVI веке пришли великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал...
Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:
— Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?
Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но как бы не так!» — подумал Бирбал.
— Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится — ни раджа, ни сам падишах.
— Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, — отозвался падишах.
— Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.
На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть ее изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:
— Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!
А Бирбалу только того и надо:
— Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок — самый главный на свете!

Итак, самый главный на свете — ребенок. Мы же будем говорить о внутреннем ребенке, который есть в каждом человеке. Поэтому предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.
На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так в чем же причина? В деструктивном раннем опыте ребенка? В комплексе неполноценности? В несформированности моделей эффективного поведения?
Представители различных психологических школ пытаются искать причину неблагополучного развития ребенка, исходя из той концепции, которой они доверяют.
Наверное, сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. Мы же считаем, что многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю — достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный — как разрушитель.
Шкала «разрушитель — созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта. Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — созидание».
Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает.
Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.
Важно отметить, что противостояние «разрушение — созидание» изучается и в философии, и в психологии. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.
Таким образом, сказкотерапевт может поставить только один «диагноз» — общее недоразвитие личности (ОНЛ). Проявляется такое недоразвитие в дисгармонии.
Вот с этим ОНЛ нам и приходится работать. Основной принцип работы — вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя. Поэтому мы призываем еще раз: «Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни созидателя!»

ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПЕВТА

Как же растить созидателя в гиперактивном или агрессивном ребенке, тем более что такие дети вызывают у взрослых разрушительные ответные чувства? Ответ прост и сложен одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой...» Кажется, что это нереально. И часто мы оказываемся в положении героев старой суфийской притчи.

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине.
Он передал свой секрет многим людям. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда подумать о пользе знания, сочли учителя опасным и прогнали его. В конце концов люди какого-то племени, перед которыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем исчадие ада.
Прошли века.
В одной общине знание о добывании огня сохранили только жрецы. Они пользовались властью, богатством и теплом, в то время как их соплеменники замерзали от холода.
Вторая община забыла искусство добывания огня и стала поклоняться орудиям его добычи.
Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их предков добывать удивительный огонь.
В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах и преданиях. Одни верили в них, другие — нет. Это не меняло дела.
Пятая община использовала огонь по назначению. Это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные полезные вещи.
И вот, спустя много-много лет, один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по земле, где живут эти общины. Ученики пришли в изумление при виде множества различных ритуалов. Они сказали учителю:
— Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!
— Что ж, я согласен, — ответил учитель, — мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы этих людей и как их разрешить.
Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины. Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:
— Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?
Первый ученик сказал:
— Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.
— Если ты делаешь это на свой страх и риск, то начинай, — ответил учитель.
Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:
— Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я это сделаю, признаете ли вы, что уже много веков находитесь в заблуждении?
— Хватайте его! — закричали жрецы.
Ученика схватили и увели, больше его никто никогда не видел.
Мудрец с учениками тронулись в путь и через некоторое время подошли к территории второй общины. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.
С позволения учителя он сказал:
— Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь не огню, а всего лишь средствам, с помощью которых можно его получить. Таким образом, вы лишены возможности использовать огонь. Я научу вас пользоваться им.
Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:
— Ты — наш гость, мы уважаем тебя. Но ты незнаком с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!
Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего человека — открывателя огня.
Третий ученик обратился к руководителям общины:
— Этот идол изображает человека, способного добывать огонь, не так ли?
— Может быть, и так, — ответили ему, — но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.
— Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на факты, — сказал третий ученик.
— Все это ересь. К тому же ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке и не принадлежит к посвященным в нашу веру! — заворчали жрецы.
И этому ученику не удалось добиться успеха.
Группа продолжила свое путешествие и прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед людьми выступил четвертый ученик. Он заявил:
— История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.
В толпе возникло замешательство. Некоторые говорили:
— Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.
Но когда мудрец и его ученики расспросили говоривших, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали, что огонь есть нечто, необходимое для человеческого прогресса.
Те члены общины, которые воображали себя способными представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:
— Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.
И еще одно мнение представила четвертая община:
— Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше наследие, объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим обществом?

Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла наконец на территорию пятой общины, где разведение огня было делом обычным и общедоступным.
И сказал мудрец своим ученикам:
— Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сначала вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться.

Как часто психологи, педагоги, родители или психотерапевты оказываются в роли учеников мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало профессиональных трагедий случается из-за того, что умное слово не достигает ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И психолог нам не помог...» Не помог не потому, что был неправ. Не помог потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жить. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»
Притча призывает нас познакомиться с «системой верований» нашего клиента. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы — это его способ адаптации. И если он к нам пришел за советом, значит, он хочет что-то улучшить или старый способ его тяготит. Но достаточно ли он терпелив для изменений? Если мы сразу дадим совет тому, кто не имеет личностного и ситуационного ресурса для того, чтобы воспользоваться советом, не окажемся ли мы в положении учеников из притчи об огне? Оказывается, на пути помощи ближнему встречается множество подводных камней.
История об огне проливает свет на задачи сказкотерапевтов. По завету мудреца, мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос как способ адаптации.
Из последних слов мудреца ясно, что нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, задача ясна. Но как это сделать?
Ответ мы найдем в суфийской притче о жадных сыновьях.

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то поле, то найдут зарытые там сокровища.

Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обнаружили.
Они решили, что отец, по своей щедрости, уже раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и через несколько месяцев собрали богатый урожай.
Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.
Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они так и не нашли. Поэтому братья заново перекопали поле, но золота так и не нашли.
Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают немалым богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершить действия, которые помогут им развиться. Но истинный смысл этих действий самим ученикам сначала бывает непонятен.
Кажется, все просто — психологу нужно побудить клиента совершить действия, которые помогут последнему развиться. Однако что же это за действия? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но где уверенность в том, что проблемы будут решены?
Обратимся опять к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал недостатки своих сыновей. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивые и жадные. Мудрый крестьянин заинтриговал своих детей, создал для них приманку, отвлек разрушительные стороны личности своих сыновей — леность и жадность. В результате в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия — трудолюбие и щедрость.
Может быть, и нам стоит научиться видеть оборотную сторону проблемы? Под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом — бесстрашие, под глупостью — ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву — смелость, Страшиле — мозги, Железному Дровосеку — чуткое любящее сердце. А ведь всеми этими качествами они обладали изначально. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что нужное качество сформировано.
Итак, в задачу сказкотерапевта входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение веры.

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Важно помнить о силе, которая побуждала сыновей крестьянина действовать, — они верили, что найдут сокровища, пока не выработали привычку трудиться. Именно вера способна активизировать ресурс личности и придать действиям дополнительную силу. И здесь уместно привести еще одну историю о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале.

Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краев съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.
В шатре играла музыка. Падишах был в восторге от того, как разукрасили дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар считал, что в целом мире нет такого умного советника, как Бирбал.
И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почетом, одарил богатыми подарками.
Во дворце царила радость. Куда ни глянь, — все ликуют и восхваляют падишаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся. Падишах заметил это и, когда все разошлись, спросил:
— Бирбал! Как ты думаешь, что важнее, святой или вера?
— Конечно, вера, владыка мира!
— А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?
— Нет, падишах, вера важнее святого, — стоял на своем Бирбал.
— Неверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых.
— Вера в святых, конечно, приносит свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.
Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.
— Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?
— Могу.
— Докажи сейчас же!
— Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.
— Ладно, даю тебе месяц, но помни: если за это время не докажешь своей правоты, — прощайся с головой.
— Согласен, — ответил Бирбал.
Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвешивал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль и унес из дворца.
Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху насыпал землю горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.
Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу святого Верашаха. Мало-помалу слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, — несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.
Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».
Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.
И вот однажды падишах вспомнил о своем решении, взял с собой несколько любимых придворных и поехал к могиле святого.
А там все время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар. Падишаху это место понравилось. Он и придворные отвесили низкие поклоны могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.

— Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе поклониться, — строго сказал падишах.
— Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.
Падишах сердито сдвинул брови:
— Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.
В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и доложил:
— Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Воинственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».
Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:
— Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть, желание мое исполнилось!
— Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому. Вера — самое главное.
— Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смерти, — сурово сказал падишах.
— Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!
Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:
— Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!
Бирбал увидел, что падишах пришел в ярость. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:
— О Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!
Услышав этот обет, падишах усмехнулся:
— Ну что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.
— Конечно! Пришлось просить защиты святого, — поддакнул Бирбал.
Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:
— Что ты делаешь?
— Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обеты, — сказал Бирбал и развернул сверток.
Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю!
— Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее — вера или святой? — спросил Бирбал.
Но тут же сам ответил:
— Наша внутренняя вера — вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам признать, что главное — вера.
И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.
Слава о Верашахе разнеслась уже далеко, и на его могилу стеклось много денег. И Бирбал велел построить на этом месте мечеть.
Действительно, именно внутренняя вера направляет созидательную силу человека, формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к позитивному результату. Однако при этом важно не путать веру и надежду.

Как ни странно, но надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать. Психотерапевты и психологи-консультанты знают, как тяжело работать с человеком, который еще «может терпеть», надеясь на лучшее.
Давайте обратимся к мифологии и вспомним, в какой компании находилась надежда в ящике Пандоры.

Зевс решил наказать людей. Ранее он уже отнимал у них огонь, поэтому задумал новую каверзу. Он велел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку. Она должна была обладать человеческой силой, нежным голосом и божественным взглядом. Прекрасная Пандора, получив дары от всех богов, тем не менее должна была принести людям горе.

Царь Эпиметей, пленившись ее красотой, не послушался предупреждения Прометея и взял Пандору в жены. В качестве приданого Пандора имела при себе некий ящик, заглядывать в который строго запрещалось. Однако любопытная Пандора открыла ящик, и разлетелись по земле бедствия, несчастья и болезни, заключенные в нем. Опомнившись, Пандора захлопнула крышку, но — поздно. Надежда единственная осталась на дне ящика. Поэтому и говорят: «Надежда умирает последней». С тех пор неслышными шагами несчастья бродят по земле среди людей, а надежда заперта в ящике Пандоры...

Так почему же надежда оказалась в одном ящике с несчастьями? Хоть она — «мой компас земной», нет ли здесь подвоха? Почему опытные психотерапевты советуют своим молодым коллегам: «Не формируйте напрасных надежд у себя и пациентов»?
Итак, не будем путать надежду и веру. Но будем пробуждать последнюю. Как же это сделать? Внушать постоянно клиенту: «Ты можешь!»? Или давать домашнее задание: «Повторяй перед зеркалом 100 раз «я могу» перед сном, после еды»?
Испокон веков веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Неслучайно в волшебных сказках чаще всего побеждает добро. Ведь это пробуждает в человеке внутреннюю веру и созидательную силу. Сначала эти качества проявляются на уровне некоего неосознанного ощущения, трепета. И постепенно осознаются и становятся действенными.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ

В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции... Но тем не менее они от этого не были менее социально адаптированными, чем представители нынешнего поколения. Возникает вопрос — почему. Может быть, потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию практического интеллекта, передаче и накоплению жизненного опыта? Может быть, потому, что они имели такие знания, к которым и мы интуитивно стремимся?..
Странно, но сегодня к психологу обращается немало родителей одаренных, интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто источником этих проблем становится чрезмерно развитая интеллектуальность таких детей в ущерб формированию у них элементарных житейских представлений и навыков. Чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно поведать ребенку историю, которая произошло недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Они и являются основой сказкотерапии.
Известно, что наши предки, воспитывая детей, рассказывали им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали ему историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не все знают обычаи, не понимают их смысла, считают пережитком прошлого.
Дорогие друзья, ведь это не так! В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. И, может быть, сегодня, перейдя в новое тысячелетие, нам нужно осмыслить наше наследие заново?
Приведем пример. Восьмилетние дети за столом хулиганят, толкают друг друга, бросаются хлебом. Каждый учитель, проходя мимо, делает им замечание. Однако, стоит взрослым отвернуться, безобразие продолжается. Наверное, такую ситуацию наблюдали многие из вас. Но что же делать? Давайте обратимся к обычаю и поговорим об этом с детьми. В нашем случае дело было так.

— Ребята, а знаете ли вы о таком старинном русском обычае: во время обеда глава семьи должен был сесть во главе стола с большой ложкой. Он сам не ел, а следил за тем, как ведут себя члены семьи за столом. И если кто-то начинал себя плохо вести, что он делал?
— Давал ложкой по лбу, — отвечают ребята.
— Правильно, значит, вы знаете этот старинный обычай.
— Это непедагогично, — замечает один из «продвинутых» мальчишек.
— Почему непедагогично?
— Потому что детей бить нельзя, — уверенно заявляет молодой человек.
— Это верно. Но ведь обычай-то был. Значит, он был зачем-то нужен. Зачем?
— Чтоб дети вели себя нормально за столом.
— Безусловно! Но зачем бить ложкой по лбу?
— Чтобы было больно и в следующий раз дети вели себя хорошо, — предполагают ребята.
— То есть вы считаете, что дети ведут себя хорошо, потому что боятся получить по лбу?
— Да.
— Это значит, что обычай держится на страхе. Но это не совсем так. Давайте подумаем, что может произойти, если ребенок будет за столом кривляться, громко разговаривать, петь песни, толкаться и так далее?
— В лоб получит.
— А если некому будет в тот момент дать в лоб?
— Тогда подавиться может.
— А если серьезно подавится, что может произойти?
— Еда попадет не в то горло, и он умрет.
— Может быть, и так. Что же у нас получается? Зачем же отец сидел во главе стола с большой ложкой?
— Чтоб не в то горло не попало, что ли?
— Похоже, что и для этого тоже. Получается, что обычай построен не на страхе, а на чем?
— ???
— Это называют заботой. Глава семьи, заботясь о своих шаловливых детях, сидел с большой ложкой. Он не был зол на детей, он понимал, что уберечь ребенка от опасности можно только с помощью моментального действия. Раз — и готово. И не нужно тратить лишних слов. Ведь пока объясняешь ребенку, что это для его же блага, может случиться непоправимое. Удар ложкой в те далекие времена был предупреждением отца — ты в опасности, если не изменишь поведения, попадешь в беду. Сегодня люди забыли о смысле этого, да и других обычаев, хотя они объясняют многое в жизни. То, что учителя уже несколько раз строго советовали вам прекратить безобразничать за столом, продиктовано именно заботой о вас. Кстати, и многие запреты родителей связаны с заботой...

Главное, заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри. Описанный случай относится к «неорганизованной» сказкотерапии. Часто в таком контексте она еще более эффективна.
Как строился сказкотерапевтический процесс в прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории... И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок быстро проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.
Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.
Но как это — осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе.
Возьмем, к примеру, известную всем сказку «Колобок». Содержание ее всем знакомо. Мы прочитали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический процесс только начался.

Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это не было скучно, предлагает интересные истории. В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их с тобой разгадаем.
Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка?
Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Летом мы ходим за ягодами, а бабушка варит варенье. Мы ходим за грибами, а потом солим их и сушим. Как ты думаешь, зачем мы сажаем весной и выкапываем осенью картошку? Конечно, чтобы были запасы. Делать запасы принято и в животном мире. Кто самый запасливый из лесных зверушек? И белочка, и ежик. Итак, первый сказочный урок — чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.
Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?
Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Представляешь, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот горячий кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык и долго потом ничего бы им не чувствовал. Поэтому второй сказочной урок — не ешь слишком горячую пищу, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.
А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять Колобка без присмотра? Колобок ожил, заскучал в одиночестве и покатился по дорожке. Кто так же может себя вести? Конечно, ребенок! Малышу так скучно находиться в одиночестве и так хочется узнать что-то новое, пойти куда-то одному, без папы, без мамы, показать всем, что он взрослый и самостоятельный! Бывает такое желание у тебя? Конечно, поэтому тебе нетрудно понять Колобка. Наверное, третий сказочный урок нужно усвоить всем родителям. Сказка учит их не оставлять детей без присмотра. А также как будто просит взрослых вспомнить себя маленькими: когда им так хотелось казаться большими и самостоятельными. Малыш вырывает свою ладошку из маминых рук и говорит: «Я сам!» Может, третий сказочный урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не забывали детства?..
Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поет им свою песенку: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел...» Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. В жизни встречаются разные люди: есть доброжелательные, но есть и опасные. И если судьба свела тебя с опасным животным или человеком, это значит, что случилась ситуация, которая требует «преодолеть трудность».
Давай вспомним, как сказки учат нас преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой выхватывает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он не всегда «работает». Что нужно, для того чтобы дать обидчику сдачи? По меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, потом необходим чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог ли он тягаться силой с Зайцем, Волком, а тем более с Медведем? Конечно, нет! Поэтому такой способ преодоления трудности не привел бы ни к чему хорошему.
Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да, можно позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья? В сказке об этом ничего не говорится. Кроме того, пока Колобок звал бы на помощь друзей, даже Заяц успел бы его схватить и съесть.
Есть еще чудесный способ для преодоления трудностей — хитрость. Помнишь Кота в сапогах? Как он ловко сказал Людоеду: «Никогда не поверю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку!» Великан и попался. А мог ли Колобок применить хитрость? Как бы это выглядело? Например, встретив Зайца, Колобок сказал бы ему: «Заяц, а Заяц, про тебя все говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю. Точно, тебе слабо’ добежать до опушки и обратно, пока я делаю три вдоха и выдоха! Да ты, наверное, не такой и быстрый, если такой голодный, что меня съесть хочешь». Может быть, колобку и удалось бы перехитрить зайца, а может, и нет.
Какой же способ для преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.
Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, Волка, и подавно уйду...» Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает.
В чем же состоит четвертый сказочный урок? Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью.
Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая Лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации.
Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Всегда найдется кто-то, кто будет слушать хвастливые песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится, почувствует, что ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит беда. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку, так как не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя съем»). Бывает, что они прячут истинное желание, говоря сладкие, ласковые речи. И мы должны быть очень внимательными, для того чтобы вовремя разгадать их хитрые и коварные замыслы. Это очень важный жизненный урок. Он нужен и детям, и взрослым.
Вот сказка закончилась. Как ты думаешь, у сказки хороший конец или нет? Тебе кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что Лиса съела Колобка? А давай с тобой подумаем, что было бы, если бы Колобок укатился от Лисы.
Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатился бы домой к бабушке с дедом. А дальше — стали бы они жить-поживать и добра наживать? Этот конец хороший? А помнишь ли ты, зачем дед попросил испечь колобок? Да, он хотел есть. Теперь представь, что сразу сделал бы дед, если бы увидел Колобка? Наверное, съел бы. А теперь представь, что Колобок неделю путешествовал по лесу. В каком состоянии он прикатился бы домой? Согласись, кушать черствый и грязный колобок не очень-то приятно. Но «голод — не тетка». Поэтому, скорей всего, Колобка, действительно, съели бы.
А, собственно, для чего он был испечен? Для того чтобы утолить чей-то голод. Просто Лисе повезло больше.
Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит: у каждого из нас есть свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет какие-либо способности и таланты. Когда дети подрастают, то они выбирают себе профессию. Мы не просто так выбираем профессию и работу. Мы выбираем их в соответствии со своим предназначением. Мы знаем, что именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе, своим близким и другим людям. И если человек много сделал для других, про него говорят, что он выполнил свое предназначение.
Видишь, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки? Сколько жизненных советов мы с тобой получили. Тебе интересно разгадывать сказочные уроки? Тогда выбирай следующую сказку...

Так происходит процесс расшифровки знаний, заложенных в сказке. Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так, постепенно, нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Чтобы разгадывать сказочные уроки, нам, взрослым, не обязательно все знать заранее. Перед совместным размышлением не нужно перечитывать всю литературу по сказкотерапии и практической психологии. «Разгадывание», «расшифровка» — это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Если вы чего-то не знаете, стройте предположения, соотносите сказочные ситуации с реальностью, фантазируйте и шутите. Ведь на самом деле именно сомышление, сопознание, сотворчество ребенка со взрослым являются основной движущей силой развития ребенка. И помните о правиле: чем больше вы зададите себе вопросов, тем больше, рано или поздно, вы получите ответов. На некоторые вопросы ребенка сразу трудно ответить, поэтому не бойтесь сказать: «Пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе». Ведь мудрые люди говорят: «Человек не может задать вопрос, если где-то в глубине своего сознания он не знает на него ответа». Правда, бывает, что ответы приходят через какое-то время. Прекрасно, что у нас есть возможность задуматься над этим!
Поэтому мы определяем сказкотерапию как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

О ЖАНРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКОТЕРАПИИ

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Притча

Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления.
Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. На основе таких произведений часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза».

Муравей смотрел на цветочный нектар. Муравей имел свой план действия. Как вдруг на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.

— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни и каков будет ее конец?
— Я счастлива, — ответила стрекоза. — Я больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе — твой план, а мне — мой.
Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.
Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она подлетела к чурбаку. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.
Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:
«Твой план закончился, а мой продолжается. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть. В конце концов тебя саму съели. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».

Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?

Басня

Это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако в баснях Эзопа чистых нравоучений почти нет. В сказкотерапии полезно использовать именно их, как первоисточник этого жанра.
Более поздние басни Ж. де Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжеты у Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни можно использовать в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул».

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них одинаково тяжелая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмоготу. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил он груз, который нес осел. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну, как, по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.

Анекдот

Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такие важные качества, как находчивость и умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие — Бирбалу.

Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого:

— Сколько в городе ворон?
Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:
— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!
— А ты уверен, что не ошибся?!
— Подсчет точен, Ваше величество!
— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!
— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем Бирбал. — При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.

Легенда, былина, сага, эпос

Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.

Миф

Повествует обычно о богах и героях. С одной стороны, в мифах мы можем найти информацию о сотворении мира. С другой — описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о трудных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии.
Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования сложных взаимоотношений, а также для познания окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны мифы школьникам.

Сказка

Для сказки характерен так называемый бродячий сюжет. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов.
Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем.
Сказки дали имя нашему методу, поэтому их разновидностям мы посвятим отдельную главу.

«ТЕОРИЯ» ВОЛШЕБСТВА

Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сразу вспоминают волшебные истории: «Сказка — это что-то волшебное!» А что такое волшебство? Чудо... То, чего не может быть в реальности... Проявление необычных сил...
Удивительно, но само слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница», — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Похоже, что волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще именуют колдунами, чернокнижниками.
Итак, согласно нашей идее, волшебники выступают преимущественно в качестве созидателей, а колдуны — в качестве разрушителей.
Давайте попробуем подойти к волшебству с «научной точки зрения» (при этом мы не имеем в виду практическую магию!).

Первый аспект волшебства —
искусство формирования особого состояния души

Есть люди, которые без специальных психологических упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Такие люди удивительным образом разрешают любые трудности. Может быть, это происходит благодаря тому, что они не поддаются панике и суете, верят в созидательную природу человека. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все в руках спорится. Не это ли можно назвать волшебством?
У замечательного петербургского сказочника Андрея Владимировича Гнездилова есть чудесная сказка о таких людях. Называется она «Дворник».

Был зимний вечер. В одном небольшом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в первую очередь — дворников. Они считали себя обиженными и не собирались работать на весь город.
— Нам слишком мало платят за наш тяжелый труд, — говорили они. Всех детей, кто плохо учится, стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-то требовать, ведь не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получаем одну и ту же зарплату.

Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал дворник. Он старательно расчищал тротуары, проделывал дорожки среди сугробов и даже, справившись со своим участком, переходил на следующий. Короче говоря, это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И, конечно же, он вызывал у людей самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гулять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них все остальные дворники, — ругали. Объяснений его поведению находилось множество.
— Чего ж ему не работать, если он побогаче нас с вами? — говорили одни. — Посмотрели бы вы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает денег, сунет их в карман и идет дальше.
— Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые постоянно теряют деньги, — утверждали другие.
— Неспроста он завлекает жителей гулять по своей улице. Они гуляют, а денежки у них так и падают, так и падают, — заявляли третьи.
— Да ему больше делать нечего, как работать, — твердили четвертые. — Здоров, всем доволен, самый счастливый. Вот и все дела.
Но самое печальное, что все эти сплетни никто не опровергал. Даже те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его не вполне нормальным. А может, и впрямь он был чудаком... Ведь когда его спрашивали, как дела, он никогда не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и самый богатый, и самый здоровый, и самый счастливый человек в городе. Между тем именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы помолчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он рассердил метель, и она не кончалась, чтобы проверить его терпение.
Так до утра они и боролись, а в результате весь город засыпало снегом до самых крыш.
Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому что незачем рисковать здоровьем и жизнью, пробираясь через сугробы. А главное — не их дело расчищать город от снега.
Так прошел не один день, и жители стали замерзать, голодать. Они умирали, проклиная дворников. Но никому не пришло в голову взять лопату и выйти на улицу. Ведь это не их дело.
А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собрались вместе, чтобы составить заговор.
— Пришел наш час! — торжественно решили они. — Судьба города в наших руках. Всю свою жизнь мы были самыми униженными. Теперь мы станем выше всех.
И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали от правительства отдать им всю власть в государстве. Что было делать городским советникам, как не подчиниться? Один за другим откапывали дворники дома и тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.
Первый указ нового правительства гласил, что всем жителям страны вменяется в первейшую обязанность соблюдать чистоту, дабы облегчить работу дворникам. Правда, после этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь долго попирали.
Второй указ был направлен против того чудака, который был бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника, а заодно и той высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд.
Чудак не противился. Лишь спросил, можно ли ему стать строителем и, получив согласие, удалился из города.
Прошло немного времени. Как-то через эту страну проезжала прекрасная принцесса. Воистину, она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.
— О, если б она осталась жить у нас, — говорили люди, — мы могли бы гордиться своей страной. Она прославила бы ее на весь мир!
Да, в присутствии принцессы все ощутили свою бедность. В стране была только чистота, а кроме нее, ничего больше не было. С тех пор как все стали наводить порядок и заниматься уборкой, государство опустело. Все старое сносили и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и мусора, животных загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.
И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, она удивленно спросила:
— А что же у вас есть такого, ради чего стоит здесь жить?
Никто не мог ответить на этот вопрос. Вдруг кто-то случайно вспомнил про чудака-дворника. И правда, только его и могли они показать красавице-принцессе.
— У нас живет самый счастливый человек! — закричали они.
Вспомнив, в какую сторону ушел чудак, жители немедленно собрались в путь. И тут уже пришлось удивляться не только принцессе, но и жителям страны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства, но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец. Этот дворец был окружен прекрасным парком. Не нужно было задавать вопросов, чтобы увидеть, что чудак опять чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди предложили ему немедленно стать принцем.
— А что я должен буду делать? — спросил он.
— Ничего! Ты просто будешь принцем и мужем прекрасной принцессы! — отвечали ему.
— Но я не умею ничего не делать! — заявил чудак.
— Ну... повелевай нами!
— И этого я не умею.
— Ну, делай, что хочешь, и еще будь нашим принцем. А мы будем брать с тебя пример.
Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут принцесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки.
И вот красота и счастье стали править страной. Принц нашел себе дело и заботился обо всех своих подданных. Он вставал раньше всех, брал в руки метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу дел. И его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о друге. Поэтому вся страна благоденствовала.

Каковы же источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к этому состоянию души чудака из сказки мы все стремимся. Как много проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто его пережил однажды, всю жизнь «подпитывается» этой энергией. Быть может, дорогие читатели, среди ваших знакомых есть такие люди-волшебники?

Второй аспект волшебства —
проявление созидательной творческой преобразующей силы человека

Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Смысл этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события.
Инструментом влияния на реальность является метафора. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».
Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит «использовать метафоры» в нашем понимании? Сочинять сказки!
Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства приводим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Надежды Даниловны Чекмаревой:

«...Я работаю с разными людьми: в центр приходят и инвалиды после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15—20 лет заключения. Но всех их, таких разных, увлекла работа со сказкой, всем им такая работа помогла изменить жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инвалид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»...»

Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать: «Это просто совпадение или чудо». Однако таких примеров за годы работы накопилось немало.
Похоже, что, создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он как бы программирует себя. Именно поэтому так важно для нас, чтобы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически предлагая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.
Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, второй аспект волшебства связан еще и с умением видеть окончательный результат. И здесь уместно привести старую суфийскую притчу «Султан, мудрец и хирург».

Давно это было. Султан, правитель всех территорий, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался султан со свитой, стоял какой-то старик.
— Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю добрый совет! — крикнул он проезжающим.
Султан приостановил коня и спросил:
— Мудрейший, и какой же это совет ты так дорого ценишь?
— Хороший, — ответил тот. — Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню золотых монет, и я тотчас скажу его тебе.
Султан выгреб из кармана все золото, какое там оказалось, отдал мудрецу и весь превратился во внимание. Он ожидал услышать нечто ошеломляющее.
Старик, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал:

— Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие.
Тут уж и вельможи, и все, кто при этом присутствовал, разразились дружным хохотом. Сквозь смех они начали восхвалять мудрость старика, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал:
— Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что, прежде чем сделать что-либо, надо хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что приводит иногда к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок!
С этого дня султан решил всегда действовать в согласии с советом мудреца и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого ему показалось мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда.
С тех пор прошло некоторое время. Впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лекаря. Преступник пообещал ему, что назначит его первым министром, если тот сделает султану очередное кровопускание отравленным скальпелем.
И вот настал этот день. Уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в тот миг, когда лекарь уже был готов прикоснуться к султану отравленной сталью, в глаза убийцы бросилась выгравированная на дне блюда надпись: «Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия».
И тут до бедняги дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем.
Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных. Тех, кто был с ним в тот день, когда мудрец дал совет. Когда все собрались, султан спросил их:
— Ну как, вы по-прежнему смеетесь над мудрецом?

Приступая к какому-либо делу, мы, конечно же, представляем себе результат. Но как часто бывает, что в процесс вплетаются неучтенные факторы!
То же случается и при создании сказок. Нередко клиент говорит: «Я сказку записывать не буду, зачем мне этот лишний труд? Я и так представляю себе сюжет и чем все закончится!»
Но мы все же настаиваем на том, чтобы сказка была записана. И в большинстве случаев оказывается, что сюжет развивается иначе, а конец и вовсе не тот, который задумывался. В чем же здесь секрет?
По-видимому, при написании сказочной истории человек более конкретно отображает явления, события и взаимосвязи между ними. Благодаря такой конкретизации, у него появляются новые ассоциации и иное, более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания становится явным то, что раньше было скрыто, на что автор не обращал внимания, о чем в принципе не задумывался.
Часто в процессе создания сказки человек понимает, что выбранные средства не приведут к достижению цели. А ведь раньше он и не задумывался над этим! В этом случае наша задача — поговорить и пофантазировать о возможных средствах решения проблемы: ведь нам доступно все, мы же в сказке! Так и складываются истории, которые через некоторое время сбываются.
Сбываются потому, что мысль, метафорически проявленная в сказке, начинает, как магнит, «притягивать» возможности, плести кружево событий. Воистину, мысль материальна. Ведь нетрудно заметить: многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, раньше были только мыслеобразами. Но сегодня самолет и телевизор — дело обычное.
Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.

(Окончание следует)

TopList