Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Этот небольшой, но эмоционально насыщенный и образный тренинг по самопознанию и самовоспитанию адресован непосредственно подросткам. Он может быть, конечно же, использован школьным психологом или классным руководителем для организации занятий с подростками

Легко ли быть подростком? «Конечно, нет», — ответишь ты. И тут же вспомнишь недавно перенесенную обиду, на которую и ответить-то не смог — так неуверен был в себе, вспомнишь, как не мог доказать свою правоту во время спора с друзьями.
А как часто овладевает тобой раздражительность, особенно в разговоре с родителями, которые просто не хотят, как тебе кажется, тебя понять. выводят из себя обиды и насмешки со стороны сверстников, ты поневоле начинаешь копаться в себе и, конечно, находишь массу недостатков.
Например, рассеянность, неумение собраться с мыслями, сконцентрировать свое внимание, когда это бывает необходимо. Впрочем, достаточно примеров. Ты уже наверняка задумывался о том, что надо что-то предпринять — изменить себя, а может быть, и свой взгляд на окружающий мир. Но как? Возможно, нам стоит попробовать разобраться в твоих трудностях и проблемах вместе? Найти путь к себе, научиться по-настоящему понимать, ценить и любить себя?
«Самое трудное — познать самого себя», — утверждали древние. Попробуй же совершить небольшие путешествия в свой внутренний мир. Ты ведь любишь мечтать, фантазировать, создавать свои образы? Наши путешествия будут не совсем обычными — воображаемыми. Познавая себя, ты в костюме аквалангиста будешь погружаться на дно моря или, став членом космического экипажа, будешь бороздить бескрайние космические дали. Встретишься ты и с опасностями, трудностями на своем пути!
Ну, а еще мы хотим тебя познакомить с мыслями и высказываниями твоих сверстников — пятиклассников и шестиклассников, их размышлениями о себе. Думаем, что это будет тебе интересно.
В воображаемый мир тебе поможет попасть хорошая музыка. Ты ведь любишь ее слушать? Подбери произведения, соответствующие твоему душевному настрою, и создай себе музыкальный фон. Это может быть классическая музыка, воссоздающая картины природы, отражающие человеческие чувства (например, «Хоральная прелюдия фа минор» И.-С. Баха, сюита Г. Генделя «Музыка на воде», концерты «Времена года» А. Вивальди, музыкальная картина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, произведения П.И. Чайковского и др.). Это может быть современная инструментальная музыка (например, из серии Relax — звуки живой природы в сопровождении романтических мелодий), «Космическая опера» Д. Маруани.
Итак, приготовь лист бумаги, карандаш, записи музыкальных произведений и всю силу своего воображения.

НАЧАЛО ПУТИ

Сядь в удобное положение, позволяющее расслабиться, но в то же время оставаться внимательным к тому, что происходит внутри тебя. И приготовься к необычному морскому путешествию.
Итак, ты на корабле (дай ему название) и вместе с другими членами экипажа отправляешься в свое первое в жизни плаванье в море Талантов и Открытий.
Попробуй представить свой маршрут — нарисуй на листе бумаги карту морского путешествия. Отметь на ней названия островов и архипелагов, где ты хотел бы сделать остановки, высадиться на берег. Желательно, чтобы эти географические названия отражали твои интересы, склонности, способности.
Ты любишь читать, узнавать о научных открытиях — смелее вперед, к острову Знаний и Мудрости!
Пробуешь свои силы в поэзии? Тогда на твоем пути тебя, наверное, ждут Поэтические рифы.
Любишь заниматься спортом — еще издали увидишь возвышающийся над морем мыс Чемпионов.
Ну, а горячее течение фантазии унесет тебя и к Театральному архипелагу, и к островам Поющих сердец и Свободных художников.
Если мечтаешь о верных, понимающих тебя друзьях, то непременно посети остров Добра и Счастья. Думай, мечтай, твори!
Конечно, составление такой карты — дело нелегкое и долгое. Помни, что ты всегда можешь к ней вернуться, дополнив ее некоторыми «открытиями» — открытиями своего «я», мира своих увлечений и желаний.
Ты уже хорошо представляешь свой маршрут морского путешествия. Составляя его, ты уже совершил ряд открытий — мира своих возможностей и способностей, интересов и наклонностей. Предложи составить такую карту своим друзьям — будут ли на ней похожие на твои острова и архипелаги? Таким образом ты лучше будешь знать людей, которые тебя окружают, а также то, что вас притягивает друг к другу, ваши общие интересы, мечты, взгляды.

В ЩУПАЛЬЦАХ ОСЬМИНОГА

Продолжим наше путешествие. На пути нас могут подстерегать неожиданности и опасности. А вот и одна из них. Рискнешь ли ты, облачившись в костюм аквалангиста, погрузиться на морское дно, встретиться с обитателями подводного царства и, конечно, испытать себя? Ты сможешь узнать свои достоинства и недостатки, найти свою жемчужину, все самое ценное, что есть в тебе.
Помни, что войти в воду — значит познать себя. Так утверждали древние мудрецы. Итак, ты решился: погружаешься в море и встречаешься с чудесным и диковинным подводным миром — вот перед тобой замысловатый узор хрупких коралловых веточек. Какая нежная палитра красок! Молочную белизну некоторых кораллов увенчивают легкие голубые капельки на самых верхушках, а рядом чарующие цвета: фиолетово-лиловый, нежно-розовый, сиреневый.
Вдоволь налюбовавшись коралловыми рифами, познакомившись с любопытной рыбой-иглой, которая как бы застыла от внезапной встречи с тобой, ты погружаешься все глубже.
Неожиданно перед тобой возникает осьминог с многочисленными извивающимися щупальцами. Держись от него подальше, ведь осьминог может легко опутать свою жертву, заставить покориться, не дать плыть дальше.
Попробуй на листе бумаги нарисовать своего осьминога, щупальца которого — это твои недостатки и противоречия, мешающие тебе жить. Это могут быть лень, трусость, отсутствие воли, слабохарактерность.
А какие разные осьминоги и осьминожки ожили под карандашами твоих сверстников! Озорные, грустные, растерянные, хитрые, курносые, с радостной улыбкой, с бусами, в кепке, в очках и даже с плеером! Но объединяет их всех критичный взгляд на самих себя: щупальца каждого из них — это недостатки, отрицательные качества личности, от которых, естественно, каждый мечтает избавиться.
Вот некоторые самохарактеристики: «Я ревнивая и задиристая», «Я не умею проигрывать», «Я иногда жадничаю», «Если разозлюсь, становлюсь бешеным» (этому осьминогу не мешало бы поучиться выдержке), «Очень люблю сладости и из-за этого ворую их» (а от тебя никогда не прятали конфеты?), «Я иногда дерусь и огорчаю маму», «Я очень обидчивая». А вот грустная осьминожка с целым веером «недостатков» (как ей самой это кажется): «Я — злая, нервная, глупая, неграмотная, толстая, врунья». Может быть, эта осьминожка очень одинока?
Наиболее часто щупальцами осьминога становятся лень, жадность, раздражительность, эгоизм, лживость, завистливость, хвастливость, трусость, невыдержанность, капризность.
Осознавая свои недостатки, человек стремится их исправить. Ведь наши лень и несобранность мешают нам учиться, из-за нашей грубости и вспыльчивости мы можем потерять друга, а наша неорганизованность так раздражает родителей! Терпение, сила воли, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и упорство — вот верные спутники, которые помогут тебе на твоем пути.

ТВОЯ ЖЕМЧУЖИНА

Цель нашего погружения — найти белоснежную жемчужину, которая спрятана в большой раковине. А удалось ли тебе найти свою жемчужину — самое ценное в себе?
Твои ровесники с гордостью «открыли» в себе следующее: «Я — сильный, умный, хороший, красивый и добрый! Я умею играть на гитаре и хорошо играю в баскетбол»; «Я — веселая, нежная и красивая, умею рисовать и красиво писать»; «Я — надежный и умелый»; «Я — храбрый. Я умею плавать и играть в водное поло»; «Я — честный, никогда не жадничаю и не обижаю других»; «Я имею много друзей, люблю рисовать, у меня есть чувство юмора».
К важным жизненным ценностям ребята отнесли здоровье, семью, верных друзей, счастье, фантазию, ласку, добро, любовь и лишь немногие — материальное благополучие, деньги.
А вот очень искренние слова: «Хочу быть богатой, но богатство для меня — не деньги и бриллианты, а богатство воображения, доброты, радости».
Попробуй и ты нарисовать свою раковину и вложить туда свою жемчужину — все хорошее, что в тебе есть, все лучшее, к чему ты стремишься.
Познание себя — процесс долгий и сложный, но ты ведь не боишься трудностей на своем пути? Познавая себя, мы начинаем работу над собой: совершенствуем достоинства, преодолеваем слабости, разрешаем проблемы и трудности, пробуем свои силы в различных видах деятельности. И продолжаем наши путешествия в свой внутренний мир.

ЕСЛИ ЧТО-ТО Я ЗАБУДУ, ВРЯД ЛИ ЗВЕЗДЫ ПРИМУТ НАС...

Включи музыкальную запись, желательно «Космическую оперу» Д. Маруани или какую-либо композицию группы «Space». Вслушайся в эту музыку — перед тобой раскинулось бескрайнее звездное небо. Космос не безмолвен, в его бездонных просторах живет необыкновенная музыка, нужно только уметь ее слышать.
А что, если и нам с тобой совершить небольшое космическое путешествие, послушать, как поют звезды... Ну, а для того чтобы попасть в таинственные звездные миры, нужно, как в настоящей сказке, пройти ряд испытаний.
Однажды кто-то сказал: «Если бы на Землю прилетели жители другой планеты и им был бы дан всего один час на знакомство с ней, то им нужно было бы послушать «Лунную сонату» Бетховена». Космический корабль, отправленный с Земли в звездные бездны, унес с собой на борту наряду с научной информацией записи шедевров классической музыки, которые являются гордостью нашей цивилизации.
И вот — первое задание. Отправляясь в далекое путешествие, ты оставляешь на время родной дом, родителей, друзей, любимые игры, книги. Но у тебя есть возможность взять с собой на космический корабль запись любимого музыкального произведения, книгу, которой ты дорожишь больше всего, фильм, который тебе нравится больше всех, и, наконец, свою любимую игру (игрушку, талисман).
Итак, подумай и выбирай: музыкальное произведение, книгу, фильм, игру (игрушку).
А хочешь познакомиться с содержимым «багажа» своих ровесников?
В нем оказались записи современных групп — «Scooter», «Руки вверх», «Отпетые мошенники», песни Земфиры, Алсу. Лишь немногие предпочли классическую музыку — «Лунную сонату», «Танец эльфов» Грига, «Польку» Глинки, 40-ю симфонию Моцарта, а также песни «Beatles».
Из литературных пристрастий — сказки Андерсена, Пушкина, «Том Сойер» М. Твена, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, мифы Древней Греции.
Любимые фильмы у ребят — те, которые они смотрят по телевизору. Это, в основном, фантастические боевики: «Звездные войны», «Матрица», «Инопланетянин», «Пятый элемент», «Крутой Уокер». Некоторые «космонавты» взяли бы с собой в полет такие фильмы, как «Неуловимые мстители», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука».
Помнишь ли ты, какой любимый фильм у наших российских космонавтов? Перед полетом они смотрят «Белое солнце пустыни». Если ты еще не видел этого фильма, обязательно посмотри!
Ну и, конечно, все ребята хотели бы взять с собой в полет любимую игрушку (особенно мягкую, с которой, согласись, так приятно засыпать!). Несколько «космонавтов» решили увезти с собой фотоальбом или семейную фотографию (чтоб почаще вспоминать своих близких и не так сильно скучать).
Итак, наш корабль стартует! Ну а мы с тобой не забыли что путешествия наши — воображаемые и цель их — лучше узнать самого себя.

ТВОЙ ХАРАКТЕР

Ты, наверное, знаешь, что космический полет предъявляет к участникам определенные требования: члены экипажа должны не только иметь обширные знания, определенные практические навыки и умения, но и быть подготовлены к полету физически и психологически (обладать такими качествами личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, выносливость, трудолюбие, оптимизм, способность к сотрудничеству с другими членами экипажа, терпимость и многие другие).
Попробуй на листе бумаги нарисовать ракету. А теперь «заполни» ее.
В корпусе космического корабля расположи все присущие тебе качества личности, необходимые как для космического путешествия, так и для успешной жизни на Земле.
В сопло ракеты помести свои недостатки, от которых ты хотел бы избавиться, а у вершины корабля расположи те качества личности, которые тебе необходимо выработать для достижения поставленных целей (будь то космический полет или определенная деятельность, которой ты хотел бы посвятить свою жизнь).
Кстати, задумывался ли ты о том, чем будешь заниматься, когда станешь взрослым? Вполне возможно, что ты уже решил, кем станешь. Поэтому, наверное, интересуешься всем, что относится к твоей будущей профессии, или просто стараешься хорошо учиться по тем школьным предметам, которые нужны для будущей работы.
Если же ты еще не определился в выборе своего пути — больше читай, беседуй с людьми разных профессий, с родителями, их знакомыми, родственниками своих друзей, советуйся с любимыми учителями. Помни, что от правильного и обдуманного выбора зависит успешность всей твоей дальнейшей жизни.
Справился ли ты с этим заданием? Наверное, тебе будет интересно узнать, какие ракеты были нарисованы твоими сверстниками.
В корпус ракеты ребята поместили, прежде всего, такие качества: выносливость, честь, ум, доброта, скромность, умение помогать друг другу, сообразительность, терпение.
Качества, занявшие место у вершины космического корабля: сила воли, твердость характера, смелость, отвага, стойкость, трудолюбие.
И наконец, в сопло ракеты ребята поместили те качества, от которых хотели бы избавиться. Это — лень, жадность, трусость, слабость характера, завистливость, вредность, эгоизм, лживость, неумение слушать другого.

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

Итак, твой космический корабль успешно совершает свой полет среди сверкающих, манящих звезд. Для нас с тобой каждая звезда, мимо которой мы пролетаем, — яркая цель, к которой мы стремимся. Есть звездочки поближе — наши ближние цели и планы, а есть и далекие, свет от которых лишь едва мерцает, — наши дальние цели и перспективы.
Попробуй и ты «зажечь» свои большие и малые звезды: нарисуй звездное небо и свой космический корабль на нем. Каждая твоя звезда — определенная жизненная цель.
Народная мудрость гласит: «Человек жив, пока у него есть цель, мечта». Каждый человек задумывается над вопросами: какова цель жизни, для чего жить, каким быть, к чему стремиться всю жизнь? Руководствуясь целью, он создает себя, совершенствует свои способности, пополняет знания, воспитывает себя. Твоя жизнь определяется поставленной тобой целью.
Всему миру известно имя талантливого музыканта, ученого, врача, лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера.
Жить для других — было его девизом. В 30 лет он, известный органист, музыковед, профессор Страсбургского университета, вдруг круто меняет свою жизнь и становится студентом-медиком. «Нельзя жить эгоистично, не думая о людском горе», — считает Щвейцер и ставит конкретную цель: создать в джунглях экваториальной Африки современный госпиталь. Он хочет помогать людям и словом, и делом. Семь лет учится А. Швейцер на медицинском факультете, одновременно зарабатывая средства на постройку госпиталя концертами, семь лет спит он по три часа в сутки, называя эти годы «временем борьбы с усталостью».
Швейцер едет в глубь Африки, строит госпиталь, лечит всех — не только людей, но и животных. Это был необыкновенный по честности, прямоте и мужеству человека, обладающий щедрой душой. Гуманист, яростный противник всяких войн, Альберт Швейцер выступил со страстным призывом приостановить гонку вооружений и прекратить испытание смертоносных бомб. Любовь к людям он пронес через всю свою жизнь, величие которой определила поставленная им цель.
Итак, ты, наверное, понимаешь, что именно цель придает смысл твоей жизни, всем твоим делам и поступкам.
Подумай над тем, какие цели ярко засияют на твоем небосклоне.
Ближние звезды на нем озаряются светом конкретной, какой-то близкой цели. К примеру, твои ровесники так определяют ближние цели своего развития: формирование упорства, решительности, терпения, настойчивости, силы воли; преодоление лени, грубости, раздражительности, неуверенности.
К дальним жизненным целям ребята относят успешное завершение учебы в школе, поступление в институт, овладение профессией, создание счастливой семьи.
Наш космический корабль, следуя звездным ориентирам, завершает свой полет, приближаясь к планете «Я». Чудесный теплый свет окутывает эту планету, мы погружаемся в него, вслушиваемся в прекрасную тихую музыку, звучащую внутри нас, испытывая гармонию и покой.
Итак, мы взяли с собой наши мечты, лучшие качества и достоинства, наши знания, веру в успех, силу воли и выдержку. Мы стремимся избавиться от недостатков.
Мы подумали сегодня вместе о самом сокровенном. Ты успешно завершил маленькие путешествия в мир своего «Я» и благополучно вернулся на Землю.

Елена КЛЕМЯШОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи  и воспитания РАО,
г. Москва