Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №27/2001

ИГРОТЕКА

Экзаменов в моей жизни было уже предостаточно. Но я хорошо помню те, самые первые, в конце восьмого класса. Сейчас, анализируя свое состояние в тот момент, я могу сказать, что пережила настоящий стресс. Помню, как дрожали коленки, когда шла на экзамен, как зажмурившись тянула билет. Помню радостное возбуждение, когда поняла, что могу справиться с заданием. И чувство гордости, с которым я шла к родителям и сообщала им о своих результатах. И невероятную усталость, когда все испытания остались позади.
Психологи нашей школы ставят перед собой цель — подготовить девятиклассников к предстоящим испытаниям. Нами была разработана программа, состоящая из нескольких блоков: уроков психологии, индивидуального консультирования, совместных игр с выпускниками и педагогами школы.
Игра, которая предлагается вашему вниманию, проводится на вечере встречи с выпускниками в феврале месяце. Участвуют в ней и девятиклассники, и педагоги. Она призвана решить такие задачи:

— изменить у учащихся отношение к стрессовой ситуации экзамена через ее юмористическое проживание;
— обозначить проблемы, с которыми предстоит встретиться на экзамене и обсудить возможности их преодоления;
— обсудить опыт тех, кто уже неоднократно переживал эту процедуру (выпускников и педагогов);
— познакомить с представителями экзаменационной комиссии;
— развить навыки группового взаимодействия.

НАЧАЛО ИГРЫ

Все участники собрались в круг, и ведущий задал вопрос: «Какие у вас рождаются ассоциации, когда вы слышите слово «экзамен»?»
Каждый последующий участник давал ассоциацию на слово, названное предыдущим игроком (по принципу игры «Снежный ком»). И как это водится, начало ассоциативной цепочки было тревожным, однако по мере прохождения круга настроение становилось все более и более веселым.
Далее участники разбились на команды. Здесь мы дали полную свободу выбора девятиклассникам и немного ограничили в правах взрослых. Выпускники и педагоги составили одну команду, так как их было слишком мало для того, чтобы разделиться на две. Школьники объединились в команды по желанию. Количество участников в команде девятиклассников не должно было превышать 6–7 человек.
Закончив процедуру деления на команды, мы перешли к следующему этапу. Ведущий задал игрокам вопрос: от чего, по их мнению, зависит успех на экзамене?
Хорошие знания, способность грамотно преподнести материал, собранность, деловитость, уверенность в собственных силах и, конечно, умение «схватить удачу за хвост» — вот составляющие успеха на экзамене. В ходе игры участникам предстояло показать, насколько развиты у них перечисленные навыки.
Далее члены команд были ознакомлены с правилами игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Экзаменационный билет вытягивает представитель команды.
Команды коллективно обсуждают ответ.
Отвечает один представитель команды. В случае необходимости команда может дополнить ответ.
Система оценивания традиционная — пятибалльная.
Время подготовки к ответу ограничено — две минуты. На ответ — одна минута. Для наглядности используются песочные часы. Сигнал к началу и завершению ответа — это звонок колокольчика.
В ответе необходимо раскрыть все научные понятия, включенные в вопрос.
Ответ должен быть логичным.

ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

После того как были урегулированы формальности, можно было приступать к главному действию. Ведущий представил членов экзаменационной комиссии, в состав которой входили завучи и педагоги.
На столе появились билеты. Итак, экзамен начался. Команды направили своих представителей за «счастливым билетом». Напряженная тишина несколько раз прерывалась приглушенным стоном тех, кто тянул билеты. Увы, каждому из них достался несчастливый — тринадцатый. О том, что все билеты на игровом столе имеют этот магический номер, наши игроки догадались далеко не сразу. А поняв, посмеялись над своими суеверными опасениями.
Комиссия, принимавшая ответы, была строга, но справедлива. Оценивалось все: обоснованность и логичность ответа, остроумие, умение преподнести материал, манера держаться. И ни одно правило при этом нарушено не было.
Называя выставленный за ответ балл, представитель комиссии давал и качественную оценку, отмечая слабые и сильные стороны прозвучавшего выступления. Отметки за ответы не опускались ниже «четверок». Правда, команде взрослых однажды был снижен балл до «трех» за то, что участники проявили неуважение к комиссии, начав некорректно спорить и доказывать необоснованность замечаний.
В этом месте хочется сделать «лирическое» отступление. Очень приятно было наблюдать за игрой взрослых. Они играли по-настоящему, сбросив строгие маски. Искрометный юмор, оригинальность, быстрота мысли, нестандартный подход к решению задач — это те качества, которые продемонстрировали взрослые. Они заражали своим настроением детей, помогая тем самым им раскрепоститься. Право, уже только ради этого можно было затевать такое мероприятие.
Но вернемся к игре.
Каждой команде предстояло ответить на три экзаменационных билета и получить по три отметки. Общий балл высчитывался как среднее арифметическое от набранных баллов. Несмотря на то что процесс организовывался как соревнование, победителей на этом экзамене не было. Ведь экзамен — это прежде всего проверка собственных возможностей. И гораздо важнее, что участникам удалось справиться с волнением, логично организовать ответ, эффектно его преподнести.

ОБСУЖДЕНИЕ

При обсуждении участники, собравшись в круг, говорили о том, что, несмотря на юмор и атмосферу игры, возникшие чувства во многом были сходны с переживаниями на реальном экзамене. Этому способствовало и ограничение во времени, и постоянное ощущение, что есть внешняя оценка, и сама процедура предъявления билетов.
Участники признались, что очень волновались, боялись не справиться с заданием. Им хотелось продемонстрировать себя с лучшей стороны и получить высший балл. Пройдя через игру, старшие и младшие на равных делились секретиками, позволяющими справиться с экзаменационным стрессом.
Результатом этой игры стала памятка по подготовке к экзамену. Она носила шутливо-деловой характер. Этот документ был торжественно вывешен в холле, где учатся наши девятиклассники. Позднее, в конце апреля, рядом с этой полушутливой памяткой, стали появляться вполне серьезные советы психолога по подготовке к экзаменам.
Эта программа реализуется нами уже второй год. И мы видим результаты на практике. Педагоги же отмечают, что поведение детей на экзаменах стало более уверенным.

Татьяна БЕГЛОВА

Предлагаем вашему вниманию некоторые вопросы, над которыми ломали головы наши игроки. Попробуйте в течение двух минут сочинить связный, логически обоснованный ответ на предложенные вопросы, и вы поймете, какая нелегкая задача стояла перед участниками.

Билет № 13.

Расскажите об особенностях жанра «Современный женский роман»: сюжете, литературных приемах, главных героях и т.д.

Билет № 13.

Расскажите об особенностях выращивания цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

Билет № 13.

Докажите теорему № 124/45 о построении равнобедренного круга.

Билет № 13.

Перечислите основные способы добывания философского камня в горах Казахстана.

Билет № 13.

Расскажите об особенностях внешней политики князя Джуффина Доброго (на примере торговли со странами Дальнего Юга).

Билет № 13.

Расскажите об особенностях экспериментальной проверки качества парфюмерной продукции, выпускаемой фабрикой «franzuski sport».

Билет № 13.

Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумбу-Юмбу, живущего в лесах Центральной Африки.

Билет № 13.

Найдите место в биологической классификации живому существу, известному в народе как Змей Горыныч.

Билет № 13.

Расскажите о подготовке, проведении и правилах черенкования плодово-ягодных деревьев и кустов в условиях Крайнего Севера.