Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

 

П.С. Гуревич
М.: Знание, 2001

 

На обложке «Популярного психологического словаря» фамилия автора набрана по диагонали мелким шрифтом, так что и не сразу понимаешь, что данное произведение целиком и полностью принадлежит перу одного человека — известного философа и социолога П.С. Гуревича. Психологических словарей в последние годы издано немало. Некоторые написаны авторскими коллективами. Иные, в том числе и данный словарь, — плоды индивидуального творчества и вследствие этого неизбежно отражают достаточно субъективную авторскую позицию.
Во многих случаях это могло бы прозвучать как упрек, в данном — лишь как констатация факта, который надо иметь в виду, знакомясь с новым словарем, тем более — пользуясь им для расширения психологической эрудиции. В области психологии доктор философских и филологических наук, профессор Гуревич отдает предпочтение сугубо определенной проблематике. Иначе говоря, психология в словаре представлена такой, какой она видится философу Гуревичу.
В предисловии автор отмечает, что психология «существует сегодня в пяти современных направлениях: бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология, психоанализ, трансперсональная психология. Последние два направления мало отражены в наших справочных изданиях».
Сразу возникает желание с автором поспорить. Неужели гештальт-психологию можно считать современным научным направлением? Ведь последний капитальный труд, выполненный в рамках этого направления, увидел свет более полувека назад, а сегодня ни одного крупного теоретика-гештальтиста уже нет в живых!
А почему забыты автором интеракционизм или, скажем, когнитивная психология? Не потому ли, что о них-то в самом деле сегодня у нас мало говорят и пишут? В отличие от того же психоанализа, заполонившего книжные прилавки сверх всякой разумной меры (кстати, даже специальных психоаналитических словарей выпущено не один и не два). Да и трансперсональные фантазии нынче в большой моде.
Впрочем, автора можно понять. Нетрудно догадаться, каким сферам отданы предпочтения президента Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, учредителя Национальной психоаналитической федерации, ответственного редактора «Энциклопедии психоанализа».
В небольшом по объему словаре нашлось место и для статей об известных психологах и мыслителях. Каких же? Выготский, Теплов, Зейгарник, Эльконин и многие другие ученые, поистине составившие славу отечественной психологической науки, здесь даже не упомянуты. Зато уделено внимание В.И. Овчаренко или В.В. Лейбину, которые известны главным образом как активные пропагандисты психоанализа. Крайне субъективный выбор! Не говоря уже о многостраничных статьях о де Саде или Захер-Мазохе... Вам все ясно? Если еще не все, добавлю — статья «Пропаганда сексуальной революции» занимает в словаре четыре страницы, а, например, статья «Мышление» отсутствует вовсе.
При всем при том словарь написан на высоком профессиональном уровне и в то же время интересно и доступно. Читатели, разделяющие пристрастия автора, будут этой книгой довольны. Да и остальным прочесть словарь полезно. Необходимо только отдавать себе отчет, что это все-таки не популярный психологический словарь, а словарь психологии «по Гуревичу».

Сергей СТЕПАНОВ