Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ И НЕДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОДЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ И НЕДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОДЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

 

 

Е.В. Сидоренко
СПб.: Речь, 2001

 

Любой молодой преподаватель, работающий со студентами психологических вузов, сталкивается с проблемой дополнительной литературы по читаемому им курсу, особенно если ему не удалось пока написать собственную монографию. В последнее время литературы по психологии издается немало, поэтому студенту крайне трудно сориентироваться в ней. Тем более что многие авторы не заботятся о доступности и простоте изложения, да и качество переводов иностранных книг порой оставляет желать лучшего.
Для студента же нет ничего полезнее краткого изложения основных положений той или иной концепции, сделанного опытным психологом. Знакомство с личностным переложением теорий имеет огромную обучающую ценность, ибо помогает студенту освоить способы анализа литературы и перебрасывает мостки к практической реализации авторских идей. Кроме того, талантливо изложенный материал неизбежно пробуждает интерес к первоисточнику.
Именно такими качествами обладает представляемая книга.
Небольшая по объему, она тем не менее охватывает наиболее существенные подходы к групповой работе с людьми, отражая общие закономерности развития малых групп.
Выбор содержания для книги, безусловно, удачен.
Первая тема посвящена описанию психодраматического подхода Дж.Л. Морено — пионера групповой терапевтической работы. Автор приводит интереснейшие биографические данные об этом таинственном исследователе, а также рассказывает о его методе, включая психодраму, социодраму и социометрию.
Очень полезным для практикующего специалиста является разбор ряда психодраматических техник, снабженный примерами из личного опыта автора.
Вторая тема книги — недирективная психотерапия К. Роджерса. Подробно рассматриваются тенденции и фазы развития групп, разработанные в рамках Энкаунтер-движения. Огромный интерес как для начинающих, так и для зрелых специалистов-психологов представляют описанные в рамках данной темы «антитерапевтические» способы поведения и личностные особенности ведущих тренинговых групп.
Третья тема посвящена основе основ групповой работы — групповой динамике. На мой взгляд, это лучшее на русском языке изложение этой темы. Автор простым и понятным языком раскрывает все составляющие динамики группы: цели, нормы, структуру, лидерство, сплоченность и фазы развития группы.
Несомненную ценность для практиков представляют предлагаемые в заключение специальные психотехнические упражнения для оценки групповой сплоченности. Остается только сожалеть о том, что эти замечательные «описания и методические рекомендации» стали доступны широким студенческим массам лишь спустя девять лет после их написания.

Александр ШАДУРА