Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

У КОЛЫБЕЛИ ГЕНИЯУ КОЛЫБЕЛИ ГЕНИЯ

 

 

А.И. Савенков
М.: Педагогическое общество России, 2000

 

Среди большого числа публикаций по вопросам одаренности данное издание занимает особое место, так как предназначено не для узкого круга специалистов, а прежде всего для родителей и воспитателей.
В книге рассматриваются вопросы выявления и развития детской одаренности в условиях домашнего обучения. Возрастной диапазон: от старшего дошкольного до младшего школьного возраста. По наблюдениям автора, именно этот возрастной период является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования у ребенка интеллектуальных способностей. При этом автор настойчиво проводит отнюдь не бесспорную мысль, что родитель — лучший педагог для ребенка.
В книге выделено несколько категорий детей, которые могут быть названы одаренными. Среди них — дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность), с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность), достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (талантливые), хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Условно книга может быть разделена на две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части дается анализ современных представлений одаренности, в частности рассматривается модель Дж. Рензулли. А.И. Савенков отмечает, что большинство методов психогенетики позволяют говорить не о наследуемости той или иной характеристики, а о роли наследственности в формировании индивидуальных различий.
В книге приводятся как научные, так и околонаучные факты (например, среди людей, родившихся зимой, процент одаренных больше, чем среди тех, кто родился летом).
Один из важных вопросов, получивших освещение в книге, — это обнаружение детской одаренности. Одаренные дети, как правило, любознательны, сверхчувствительны к проблемам, склонны к решению творческих задач, обладают гибкостью и оригинальностью мышления, легко генерируют идеи, способны к прогнозированию. Личностное же своеобразие этих детей проявляется в их социальной автономности, эгоцентризме, склонности к соревновательности, повышенной уязвимости.
Практический интерес представляет модель диагностического обследования одаренных детей.
Автор также рассматривает пути развития одаренности в условиях школьного обучения и специально организованного домашнего преподавания. В качестве необходимого компонента домашней образовательной программы выделяются занятия по развитию мышления.
Трудно дать однозначную оценку этой книге. Читатель, желающий почерпнуть из нее какую-либо научную информацию, будет разочарован, так как автор либо излагает достаточно известные факты, либо отступает от принципа научности. Например, большие возражения вызывает диагностика одаренности с помощью опросника. В то же время обучение детей по домашней образовательной программе будет способствовать расширению их кругозора, формированию приемов логического мышления.

Марина СТЕПАНОВА