Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЭНЕРГИЯ ИЗМЕНЕНИЯ

Вдохновение —

1. Состояние творческого подъема.
2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.

Вдохновлять —

побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять.

Толковый словарь русского языка

«Мотивация клиента к изменениям формируется на основе его актуальных потребностей и укрепляется с помощью вдохновляющей коммуникации. Вдохновение и вдохновление являются основным двигателем процесса успешного консультирования». Этими словами заканчивается моя статья «Консультирование как мотивирующая деятельность» (см. «Школьный психолог», № 14, 2001 г.). Сегодня я хотел бы продолжить разговор о консультировании как сложном, многосоставном процессе, включающем в себя комплекс различных деятельностей, которые последовательно или параллельно осуществляются консультантом и клиентом во время терапевтического взаимодействия.
Сразу хочу оговориться, что в дальнейшем я буду употреблять слова «терапевтический», «терапия», «терапевт» и другие термины из психотерапевтического жаргона, исходя из широкого понимания психологического консультирования, характерного для гуманистической психологии. Это понимание подразумевает, что между психологическим консультированием и психотерапией существуют весьма размытые границы. Употребляя слово «консультирование», я буду иметь в виду психологическое консультирование, понимаемое как профессиональная деятельность,
направленная на оказание помощи человеку в решении проблем, возникающих в различных сферах его жизнедеятельности и подразумевающих психологические причины их возникновения.
Итак, какие же виды деятельности включает в себя процесс консультирования? Помимо мотивирующей, сюда входят такие виды деятельности, как поддерживающая (психологическая поддержка), познавательная, творческая (творящая), выбирающая, вдохновляющая... Именно о вдохновении и вдохновлении в консультировании и пойдет речь в этой статье.

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Для решения психологических проблем необходимо, как уже говорилось, наличие мотивации. Прежде всего — мотивации к изменениям личностных особенностей, привычек, ценностей, системы отношений и т.д. Поскольку человек является целостным существом, то изменения в одной сфере его существования неизбежно влекут за собой перемены и во всех других. Где-то эти изменения едва заметны, а в каких-то областях они могут привести к серьезным конфликтам как внутри личности изменяющегося человека, так и в непосредственном социальном окружении. Принимая решение измениться (избавиться от проблемы по-настоящему), человек не может предвидеть всех последствий этого шага.
Для того чтобы добиться поставленной цели, одного желания бывает недостаточно. Хотя подлинное, сильное желание и несет в себе колоссальный заряд энергии, все же ее часто бывает недостаточно, чтобы преодолеть систему внутренних и внешних препятствий, сформировавшихся у человека за годы его жизни. Дополнительным источником энергии изменений служит вдохновляющая деятельность.
Вдохновение... В этом слове — энергия нового вдоха, свежего дуновения ветра. Вдохновляя, мы пробуждаем в человеке уверенность в своих силах, веру в себя, мы даем ему почувствовать обоснованность надежды на лучшее. Но следует помнить, что в человеке живет сопротивление. Если он привык чувствовать себя несчастным, он легко снова и снова будет возвращаться в это состояние. Поэтому вдохновлять его необходимо снова и снова, помогая формированию его собственной личностной структуры, способной обходиться без вашей постоянной помощи и способной, при возникновении необходимости, привлекать помощь других людей для решения тех или иных проблем.
В этом смысле консультирование представляет собой деятельность по формированию вдохновенного отношения к жизни, пробуждению творческих сил, дремлющих в человеке. Жизненное вдохновение позволяет людям справляться с любыми трудностями без существенных потерь, принимать неизбежность и находить новые жизненные смыслы и возможности для развития.
Но для того чтобы помочь человеку обрести все это, консультант сам должен быть способен испытывать такое вдохновение, иметь опыт переживания творческого полета. Это значит, что система ценностей консультанта должна опираться на веру в способность каждого человека быть свободным.

ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА

В нашем мире мы не можем быть абсолютно свободными. Свобода — это осознанно выбранная зависимость. Если я выбираю (по-настоящему!) ту или иную степень несвободы, тем самым я принимаю на себя ответственность за это, через это обретая силу. Человек несвободен в период осуществления выбора. Сделав его, он обретает свободу.
Каждому человеку знакомо ощущение легкости, связанное с нахождением и принятием правильного решения. «Как будто камень с души свалился!» — говорят в таких случаях. Часто такое облегчение мы испытываем, когда узнаем о том, что выбор, которого мы так боялись, кто-то сделал за нас. Так происходит оттого, что сделанный другим выбор как бы снимает с нас ответственность за любые последствия, избавляя тем самым от очень неприятного чувства вины...
Люди в повседневной жизни часто стараются избегать выбора, стараясь переложить его бремя на другого. Такого рода игры часто наблюдаются при разрушении различных систем отношений между людьми.
Например, опостылевшие друг другу супруги ищут всевозможные зацепки, для того чтобы оправдать собственное нежелание жить вместе. В такой ситуации необходимо осознать тот факт, что определенный жизненный этап завершен и надо думать о новых отношениях. Но для этого нужно начать меняться самому, предоставив партнеру право решать, будет ли он меняться вместе с вами или пойдет каким-то своим, самостоятельным путем.
Для принятия такого решения человек должен обладать немалой внутренней свободой, обрести которую в нашей культуре до недавнего времени было непросто.

БЕЗ СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Культура, в которой росли советские дети, была основана на подавлении свободной личности и приоритете групповых ценностей над индивидуальными. Сейчас будущее нашего народа (не побоюсь высоких слов) зависит от того, сможем ли мы научиться быть свободными, то есть нести ответственность за свой выбор и признавать за другим человеком право делать свой.
Свобода и вдохновение неразлучны, вдохновение — это свобода двигаться избранным путем, это энергия выбора и созидания. Но следует признать тот факт, что разные люди по-разному готовы вдохновенно изменяться.
При осуществлении вдохновляющей деятельности в процессе консультирования важно помнить о постепенности в процессе изменений. Мы должны вдохновлять человека лишь на те поступки, которые он сможет успешно совершить. Право выбора пути остается за ним.
Задача консультанта заключается в том, чтобы удержать человека от принятия скоропалительных решений в том случае, если он еще внутри себя не определился, чего же он на самом деле хочет.
Таким образом, вдохновляющая деятельность предполагает в себе и работу по «торможению» импульсивных реакций клиента. Это торможение осуществляется с помощью раскрытия факта необратимости каких-то шагов и проблематизации побуждающих стимулов («Почему ты хочешь так сделать? Действительно ли ты принял решение? Ты хочешь отомстить? Зачем?»).
Параллельно с этим консультант должен выражать свою уверенность в том, что клиент действительно способен выйти из создавшегося положения достойным образом; в том, что он сильный человек. Важно при этом предложить альтернативный путь преодоления проблемной ситуации, выражая сочувствие и оказывая психологическую поддержку.

ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН

Хорошим инструментом для придания вдохновения клиенту служат различные истории. Это могут быть как сказочные повествования, наполненные метафорическим смыслом (см., например: Н. Пезешкиан. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М., 1992), так и рассказ о реальных событиях из жизни других людей или даже самого консультанта.
Безусловно, вдохновляющая коммуникация предполагает использование определенных речевых приемов. Здесь имеют значение и правильный подбор слов, и уверенность в голосе, и точное интонирование в зависимости от изменения состояния клиента. Важно помнить, что чем искреннее вы это делаете, тем большего эффекта достигаете.
Для успеха в личностно-ориентированном консультировании психотерапевт сам должен обладать определенными личностными качествами и убеждениями, которые позволят ему быть «заразительным» в отношениях с клиентами. Вдохновляющая коммуникация обязательно предполагает наличие социально-психологического эффекта заражения. Если консультанту удалось увлечь человека, то он не просто передает ему свою энергию, а между ним и клиентом происходит взаимный обмен, и тогда, воодушевляя, консультант воодушевляется сам.

НА ПУТИ К СЕБЕ

В поддержке с помощью вдохновляющей коммуникации особенно нуждаются дети с недостатком успешного опыта достижения каких-либо целей, например, гиперактивные или импульсивные. Такие дети на вдохновении могут просто горы свернуть. С другой стороны, чрезмерная самоуверенность не позволяет им добиваться устойчивых изменений. Поэтому в работе с такими детьми очень важно использовать и сдерживающие технологии, шаг за шагом выстраивая лесенку к овладению своим поведением.
Очень важна вдохновляющая коммуникация и в работе с неуверенными в себе и депрессивными пациентами. Таких людей нужно вдохновлять очень осторожно, используя для этого только те факты и особенности, которые человек способен в данный момент увидеть. Нужно признать за таким человеком право на все чувства, которые он испытывает, в то же время отыскивая в его прошлом и настоящем ресурсы для изменений.
В работе с такими клиентами можно применять «Воодушевляющие воспоминания» с использованием техники визуализации — попросить клиента вспомнить и представить себе какое-то заветное, счастливое время или место и побыть там некоторое время, наполняясь звуками, красками, запахами, чувствами...
Обычно после такого упражнения клиенты чувствуют прилив сил и легкость в теле. Это необычное для депрессивных пациентов ощущение помогает им поверить в возможности консультанта и сделать шаг на пути к собственной силе...

Итак, мы попытались рассмотреть вдохновляющую коммуникацию как особый вид деятельности психолога в процессе консультирования. Хочется еще раз подчеркнуть, что множественные «консультативные деятельности» происходят порой одновременно, перекрывая и дополняя одна другую. Рассматривая их по отдельности, мы пытаемся раскрыть разные грани целостного процесса психологической помощи, чтобы более полно использовать в работе все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы.

 

Александр ШАДУРА