Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

МЕТОД ФОРМОКОРРЕКЦИОННОЙ РИТМОПЛАСТИКИ

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

Метод формокоррекционной ритмопластики разработан Романом и Тамилой Чураевыми. Он представляет собой уникальный синтез телесно-ориентированных и арт-терапевтических техник, восточной философии, духовной практики и сказкотерапии. В основу метода положены представления об изначальном ритме, который присущ человеку, о гармоничных формах и движениях. Этот метод пытается воссоздать естественное для человека чувство целостности и гармонии.
Формокоррекционная ритмопластика — это метод формирования у человека целостного самоощущения и представления о мире путем создания гармоничных форм, как внутренних, так и внешних.
Название метода состоит из двух слов. Первое слово, «формокоррекционная», определяет процесс создания гармоничных форм. Формы создаются с помощью гимнастики, с одной стороны, и с помощью лепки, с другой. Символически человек «лепит сам себя» и лепит предметы окружающего его мира.
Второе слово, «ритмопластика», подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, влияет на характер. Человек, который живет в соответствии со своим внутренним ритмом, счастлив и продуктивен. Однако среди нас есть немало людей, вынужденных жить в несвойственном им ритме. И это рождает множество болезней, приводит человека в дисгармоничное состояние.
Опыт Романа и Тамилы Чураевых доказывает, что осознание человеком своего ритма пробуждает у него творческие способности. На занятиях формокоррекционной ритмопластикой и дети, и взрослые вдруг открывают в себе скульптора и лепят из глины удивительные произведения. Таким образом, мы можем говорить о развитии способности слышать свой внутренний изначальный ритм путем выполнения гармоничных движений.
Занятие, проводимое по методу формокоррекционной ритмопластики, состоит из трех взаимосвязанных частей:

Авторы метода говорят об этом так: «Любое движение начинается внутри, передается позвоночнику и кончается в руках. Это позволяет человеку создавать новую форму из глины, корректируя то, что не нравится, находя истинную гармонию. Далее внешнее действие переходит во внутренний план, положительно изменяя состояние человека и его взгляды».
Метод формокоррекционной ритмопластики позволяет гармонизировать состояние человека, нейтрализовать последствия стресса; развивает творческие способности и оздоравливает организм.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕТОДА

Метод формокоррекционной ритмопластики объединяет медитативную гимнастику и лепку.

Медитативная гимнастика

Это синтез восточной гимнастики и телесно-ориентированной терапии. В основе гимнастики лежит идея гармоничного движения, которая рождается внутри человека и спонтанно проявляется в телодвижениях.
Телодвижения обычного человека часто угловаты и скованны. Это обусловлено как мышечным, так и психологическим напряжением. Такое напряжение, в свою очередь, затрудняет естественную циркуляцию жизненной энергии в теле человека.
Итак, напряжение блокирует естественное течение энергии и способствует формированию разрушительных телесных привычек: неправильной осанки, тяжелой походки, стереотипных движений. Обычно человек даже не замечает, что эти привычки мешают ему в жизни.
Всем известно, что занятия физкультурой повышают тонус человека, делают его более здоровым. Однако для того чтобы жизненная энергия текла свободно и естественно, просто гимнастических упражнений недостаточно. Необходимо выполнение телодвижений осмысленных и прочувствованных.
Осмысленным телодвижение становится тогда, когда человек понимает, зачем он его совершает. Подобные движения не бывают резкими или торопливыми, с их помощью не «наращивают мышцы», а приводят организм к балансу. Осмысленное движение всегда сопровождается образом. Например, при круговых движениях руками используется образ шара. При выполнении других двигательных упражнений применяются образы пяти стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира) или образы растительного и животного мира. Так как выполнение гимнастических упражнений проходит в неторопливом темпе и связано с «оживотворением» образа, этот процесс больше похож на медитацию, чем на физкультуру. Поэтому данный авторский вид гимнастики получил название медитативная гимнастика.
В медитативной гимнастике используются следующие техники и приемы:

— релаксация;
— дыхательные техники;
— растягивание;
— гимнастика для суставов;
— вибрационно-звуковые упражнения;
— «напряженные» энергетические позы;
— массаж и самомассаж;
— спонтанный танец;
— визуализация;
— упражнения из восточных систем самосовершенствования.

В результате медитативной гимнастики возникает особое состояние, отличительными чертами которого являются:

— ощущение внутреннего покоя;
— ощущение концентрации;
— ощущение внутренней уверенности;
— желание творческих проявлений;
— ощущение физической легкости и комфорта.

Медитативная гимнастика используется в начале и конце занятия.
В первой части занятия она позволяет, во-первых, снять психологическое и мышечное напряжение, тормозящее творческие процессы; во-вторых, сформировать внутри себя некоторую созидательную идею, относящуюся либо к собственной жизни, либо к жизни своих близких, либо к окружающему миру.
Медитативная гимнастика в первой части занятия подготавливает человека к творческой деятельности, а именно — к лепке. Многие сразу бы хотели перейти к этому чудесному занятию, не обременяя себя упражнениями. Однако опыт Романа Чураева показывает, что «лепка лепке рознь». Можно, разминая в руках глину, лепить по образцу или «отыграть напряжение» в глине. Но для этого не обязательно заниматься медитативной гимнастикой. Если же есть желание познавать, созидать, корректировать проблемные ситуации, находить из них выход, «строить» свое тело и образ мыслей, — в этом случае без медитативной гимнастики не обойтись.
В заключительной части занятия медитативная гимнастика несет идею «закрепления в теле» созидающей формы и мыслеобраза.

Лепка

Для того чтобы внутреннее состояние и самоощущение человека, а также ситуация вокруг него начали положительно изменяться, необходимо совершить некоторое действие. Естественно, что без понимания, в каком направлении должно идти изменение, и без соответствующей энергии никакие изменения невозможны. Если мысль не будет воплощена в форму и не будет выполнено созидательное реальное действие, положительные изменения надолго отодвинутся во времени. Таким реальным созидательным действием становится лепка из глины.
Авторский метод лепки предполагает осмысленность действий и содержит несколько глубинных аспектов.

Энергетический аспект

Чему же необходимо научиться нам, чтобы стать активными творческими созидающими личностями? Роман и Тамила Чураевы, основываясь на философии самосовершенствования Востока и собственных наблюдениях, отвечают на этот вопрос так: «Для того чтобы прийти к гармоничному, а следовательно, успешному состоянию, нам необходимо освоить три процесса: собирание, удержание, расслабление. Все три процесса связаны с определенным качеством энергии и активности».
Попробуем разобраться подробнее в этих процессах. Собирание связано с нашей способностью накапливать жизненные силы, энергию. Откуда мы берем силы? Кто-то говорит, что из космоса, кто-то — от природы, а кто-то — и от других людей. Позитивное собирание подразумевает аккумуляцию энергии творческой и природной. Эта энергия является нашим стартовым капиталом для положительных изменений.
Но мало накопить энергию. Необходимо уметь ее удержать, не растратить на мелочи, не дать ей уйти сквозь пальцы.
Собирание и удержание связаны с активным действием, а значит, с определенным напряжением. Однако невозможно находиться в постоянном состоянии напряжения. Необходимо научиться расслаблению.
Метод Чураевых показывает, как можно научиться этим основополагающим процессам на символическо-действенном уровне. Оказывается, образы этих процессов и состояний можно создать из глины.
Куб символизирует собирание.

 Шар символизирует удержание.

 Плоскость символизирует расслабление.

 Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Подобный эффект достигается благодаря движениям рук и пальцев, с помощью которых создаются эти формы. Когда мы лепим куб, пальцы делают собирающие движения; когда катаем шар — сжимающие и удерживающие; когда лепим плоскость, мы растираем глину расправленными ладонями.
Формирование энергии собирания, удержания и расслабления — это один из глубинных смыслов авторского метода лепки из глины.

Аспект экстериоризации

Этот аспект подразумевает вынесение вовне внутренних процессов: происходит как бы «материализация» состояний, наблюдений, идей. Вы можете подумать: «Почти как у графа Калиостро!» Однако здесь нет никакой мистики. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества, — все это реально. И когда мы внимательно изучаем свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает нам, какие изменения необходимы нашей скульптуре. И здесь, действительно, начинается волшебство! Мы в реальности осуществляем самую настоящую метаморфозу, когда изменяем нашу скульптуру, делаем ее гармоничной.
Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой.
Вот что пишут об этом Роман и Тамила Чураевы: «Приобретая глиняную форму, эмоция попадает в ловушку. Мы от нее не убегаем. Наоборот, она остается у нас в форме сжатой отвердевшей информации. «Вот он, твой страх», — скажем мы малышу. И в другой раз, если вновь возникнет страх, можно взглянуть на глиняное выражение эмоции, взять фигурку в руки. Фактически мы взяли свою эмоцию в руки. Это и есть самоуправление. В другой раз, осознав свою власть над эмоцией, можно изменить скульптуру, вылепить из этого кусочка глины что-то иное. Это и есть метаморфоза, сотворенная своими руками!»
Так осмысленная лепка может научить человека регулировать свои эмоции.

Аспект самоутверждения

Из глины может лепить каждый. Каждый может скатать шарик или колбаску, расплющить их пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. В формокоррекционной ритмопластике нет образцов, которым нужно следовать. Единственный проводник — внутреннее ощущение гармонии, творец, живущий внутри человека. И когда этот творец просыпается, и ребенок и взрослый уверенно говорят: «Я могу!»
Так лепка становится конструктивной формой проявления могущества, методом преодоления комплекса неполноценности. Она дает нам возможность увидеть, почувствовать и осознать взаимовлияние пластики движений наших пальцев и создаваемой глиняной формы. Мы убеждаемся в том, как много зависит от наших действий. И это, с одной стороны, накладывает на нас ответственность, с другой стороны, открывает фантастические возможности позитивных изменений.

Аспект самосовершенствования

Как свидетельствует известная исследовательница мифов Виолетта Минина, в сказочных историях нередко создают людей из глины. Так, титан Прометей создал первых людей из глины. В мифологии Месопотамии также есть свидетельство о том, что первые люди были вылеплены из глины. Причем глина понимается как плоть главной богини-матери. В египетской мифологии мы также встречаем аналогичный факт сотворения людей из глины.
В китайской мифологии женщина-змея Нюй-ва сидела на берегу озера и лепила фигурки людей из желтой глины. Через некоторое время она устала. И, по-видимому, чтобы отдохнуть, опустила свой хвост в озеро. А берег у того озера был илистым. И когда Нюй-ва вынимала свой хвост, капли ила попали в глину. Так женщина-змея создала людей неоднородными: те, что получились из хорошей глины, занимают высокое социальное положение, а те, что получились из смеси глины с илом, вынуждены заниматься тяжким трудом.
Помня о китайском мифе, мы лепим из хорошей голубой глины, без всяких примесей. Только из качественного материала можно лепить себя.
Вот что об этом говорит Роман Чураев:
«Мы лепим сами себя. Сначала фигуру, потом портрет. Потом, если необходимо, отдельные части тела, требующие коррекции. Мы лепим себя в движении, за работой, на отдыхе. Лепим себя, достигшего цель. Лепим себя в радости и в медитации. Чтобы вылепить себя, нужно пройти три этапа.
Сначала нужно создать модель, максимально похожую на нас.
Потом нужно усилить наши недостатки до карикатурной формы и посмеяться над собой. Гротесковая лепка позволяет нам вылепить свою «тень», познать и принять ее.
Теперь своими руками нужно создать эталонный образ себя. Человеку нужно вылепить себя таким, каким он хотел бы себя видеть.
Лепка себя энергоемка, но она формирует устойчивый мыслеобраз «себя более совершенного». Благодаря этому, появляется устойчивое стремление к форме, которую
определили мы сами. Далее этот образ и стремление закрепляются с помощью медитативной гимнастики. И постепенно изменяется наша фигура, эмоциональное самочувствие, образ мыслей. Все приходит в гармонию».
Технология лепки включает в себя несколько подготовительных актов, выполняемых до тематических заданий:

— вымешивание глины (разминание ее до однородного, приятного телу состояния);
— катание шара;
— трансформация шара в куб;
— вылепливание дырок в кубе;
— созерцание.

Если занятие проводится в группе, ее участники имеют возможность созерцать работы друг друга. Таким образом раскрываются новые грани взаимопонимания и взаимодействия участников группы.
Если человек осваивает эти пять действий, ему даются тематические задания по лепке: вылепить «Ветер», «Чувства», «Мою идею» и другие. Многие темы, которые обычно дают арт-терапевты для рисования, могут быть исполнены и в глине.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА

Занятие формокоррекционной ритмопластикой состоит, как уже известно, из трех частей: медитативной гимнастики, лепки, медитативной гимнастики. Каждая часть имеет внутреннюю динамику, единство которых составляет динамику внутренних процессов на занятии.
В динамической основе занятия лежит спираль из трех витков. Чем больше занятий проходит человек, тем больше витков образуется в спирали.
Каждая часть занятия содержит шесть последовательных стадий. Они плавно переходят одна в другую. Поэтому процесс внутренней динамики не виден участникам. Но они его воспринимают.
Внутренняя динамика занятия состоит, таким образом, из 18 частей.
Метод формокоррекционной ритмопластики можно практиковать в индивидуальной и групповой форме, использовать как материал для единичного коррекционно-развивающего занятия, применять элементы в структуре других курсов.

ПРОГРАММА «ОТРАЖЕНИЯ»

Романом и Тамилой Чураевыми на основе метода формокоррекционной ритмопластики создана программа «Отражения».
В основе этой программы лежит принцип эволюции: от мира минералов — к миру растений — к животному миру — к миру людей.
Каждому миру посвящен отдельный модуль. Образы и символы каждого мира используются в медитативной гимнастике и лепке. Таким образом осуществляется познание этих миров. Что это дает нам? Каждый исследуемый мир открывает неведомые нам доселе стороны нашей души. Приобретая знания, мы постепенно справляемся с дисгармоничным состоянием. В программу заложен также подготовительный модуль.
Таким образом, программа «Отражения» состоит из пяти модулей, объединенных идеей познания и эволюции.
Каждый модуль состоит из 10 занятий.
Частота занятий внутри модуля зависит от организационных возможностей ведущего. Занятия в рамках одного модуля можно проводить один раз в неделю, два раза в неделю или каждый день.
Продолжительность одного занятия, как мы уже говорили, примерно 2 часа.
Занятия сопровождаются специально подобранной гармонизирующей музыкой.

Структура программы

  • Подготовительный модуль (10 занятий)

  • Геологический модуль (10 занятий)

  • Ботанический модуль (10 занятий)

  • Зоологический модуль (10 занятий)

  • Заключительный модуль: человек (10 занятий)

Перерыв между модулями — 15 дней. Эти дни посвящены индивидуальной работе: массажу, лепке, гимнастике.
Каждый модуль завершается спонтанным танцем, символизирующим триумф познания определенного мира и переход на следующий виток эволюционной спирали.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ «ОТРАЖЕНИЯ»

Первый модуль
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Идея

преобразование внешних форм дает возможность преобразования внутренних процессов. Подготовка к саморегуляции.

Цель

Сформировать представление о мире, научить творческому взаимодействию с глиной, объемом и плоскостью.

Задачи занятий

1. Показать взаимосвязь физических упражнений и творческой работы.
2. Показать, что в основе любого движения лежит шар.
3. Научить ощущать, видеть и лепить плоский предмет как объемный.
4. Научить отличать объем от плоскости, трансформировать объем в плоскость и плоскость в объем.
5. Научить творчески преобразовывать форму.
6. Научить видеть общее в различных формах.
7. Учить различать модальности ощущений через привлечение знакомых образов.
8. Научить создавать образ.
9. Закрепить скоординированность и согласованность микродвижений и крупных движений.
10. Научить визуализировать мысли в художественный образ и творчески его проживать.

Второй модуль
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ

Идея

Показать, как природные стихии отображаются в организме человека, в его ощущениях, чувствах, мыслях и желаниях.

Цель

Сформировать ощущения устойчивости и равновесия, внутренней уверенности.

Задачи занятий

1 и 2. стихия земли и качества, формируемые благодаря проявлению этой стихии: прочность, твердость, тяжесть, шероховатость, грубость, устойчивость. На этих ощущениях делается акцент в медитативной гимнастике (например, ощутить свои кости как кристаллическую решетку, почувствовать их прочность). В лепке обращается внимание на то, как эти качества проявляются через ощущение глины. Лепятся скульптуры «земляных» образов: скалы, земля, а также духи земли: гномы, леший, домовые и пр.

3 и 4. водная стихия и качества, формируемые на ее основе: текучесть, плавность, равномерность. На занятии 3 исследуются свойства активной подвижной воды, а на занятии 4 — свойства неподвижной воды. В процессе лепки используются многочисленные образы воды и духов воды: образ и дух источника, образ капли, водопада и пр.

5 и 6. воздушная стихия, качества и возможности, формируемые на основе этой стихии. Основные акценты в медитативной гимнастике: ощущение дыхания, свободные телодвижения с широкой амплитудой, слушание внутренних и внешних звуков. В лепке: создание образа ветра и духов ветра, музыкальных образов, сновидений, грез и пр.

7 и 8. стихия огня и качества, порождаемые огненной стихией. Основные акценты в медитативной гимнастике: температурные ощущения, ощущения энергии, быстрота, резкость, активность. В лепке: создание образа огня и духов огня: саламандры, птицы Феникс, Огневушки-поскакушки и пр.

9 и 10. закрепляющие и обобщающие, посвящены самой глине. Задача: показать, как в глине преломляются свойства всех стихий. В медитативной гимнастике: ощущение тела как глины, создание спонтанного танца. В лепке: спонтанная лепка, лепка движения.

Третий модуль
БОТАНИЧЕСКИЙ

Идея

Показать взаимосвязь строения и роста растений с организмом человека и его психическими процессами.

Цель

Проследить зарождение, развитие и совершенствование движений.

Задачи занятий

1. Семя как хранилище энергии роста. В медитативной гимнастике: упражнения, связанные с накоплением энергии. В лепке: создание образа семени.
2. Корень как опора для движения. Трансформация и «укоренение» движения. В медитативной гимнастике: упражнения на «заземление», ощущение корней, внимание на «корень» развития движения, осознание его источника. В лепке: создание образа корня.
3. Стебель (ствол), как проводник энергии роста, движения. В медитативной гимнастике: упражнения с акцентом на позвоночник, чувство равновесия. В лепке: создание образа ствола, позвоночника, равновесия.
4. Лист как отражение целого дерева. Осознание того, что часть целого несет информацию о целом: лист — о дереве, кисть руки — о человеке. В медитативной гимнастике: упражнения, связанные с осознанием и ощущением соотношения части и целого. В лепке: создание образа листа на основе понимания символического значения всех его элементов.
5. Кисть руки человека как отражение целого человека. На занятии изучаются основные элементы су-джок. В лепке символизируются основные элементы су-джок.
6. Цветок как символ расцвета, творчества, красоты и гармонии, как символ некоторого результата развития растения. В медитативной гимнастике: упражнения на основе визуализации образа цветка, проживание ощущений любви и гармонии. В лепке: создание образа цветения, расцвета, гармонии.
7. Плод как результат процесса развития растения. В медитативной гимнастике и лепке основной акцент — на результат движений, действий, творческого процесса.
8. Образ плода как символа результативности творческого процесса человека. Акцент на воображение: что воображаем, то воплощаем.
9. Стремление к свету как движущая сила развития растений. В упражнениях и лепке эта идея является доминирующей.
10. Стремление к свету как внутренняя потребность человека. Движение в танце и скульптуре.

Четвертый модуль
ЗООЛОГИЧЕСКИЙ

Идея

Показать как свойства и умения животных могут быть использованы человеком.

Цель

Развить пластичность, гибкость, естественность и экономичность движений.

Задачи занятий

1. Работа с образом змеи в гимнастике и лепке.
2. Работа с образом рыбы в гимнастике и лепке.
3. Работа с образом орла в гимнастике и лепке.
4. Работа с образом льва в гимнастике и лепке.
5. Работа с образом слона в гимнастике и лепке.
6. Обобщение работы с образами конкретных животных. Соотнесение стиля реагирования животного с конкретной ситуацией реальной жизни. Оценка естественности реакции и экономичности ее проявления.
7. Продолжение работы, начатой на занятии 6.
8. Соотнесение особенностей животных с качествами характера человека. Развитие соответствующих качеств. В лепке: создание скульптуры качества, которое необходимо развить в первую очередь.
9. Работа по разделению животного и человека. Поиск движений, черт, которые выгодно отличают человека от животного. В лепке: создание скульптуры одного качества.
10. Единство человека и природы. Создание спонтанных танцев, в которых проявляются движения растительного и животного мира. Спонтанная лепка.

Пятый модуль
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Идея

Осознание себя, построение своего «более совершенного» образа.

Цель

Сформировать ощущение уверенности в процессе самосовершенствования.

Задачи занятий

1 и 2. осознание себя как целого через комплекс упражнений и лепку человека.
3 и 4. работа с собственными недостатками через гротесковые движения (спонтанный танец) и гротесковые скульптуры человека.
5 и 6. работа с чувствами и мыслями через отражение их в движениях танца и лепку масок.
7 и 8. работа с гармоничными чувствами и мыслями через отражение их в движениях танца и вылепливание масок позитивных чувств и состояний.
9 и 10. осознание себя как гармоничного целого через создание гармоничных спонтанных танцев и вылепливание «себя идеального» (скульптуры гармоничного человека).

Таблица оценки эффективности

Для оценки эффективности каждого модуля и программы в целом можно использовать различные психодиагностические методы, которые подбираются для измерения динамики какого-либо одного психического процесса или для комплексной оценки изменений.
Чтобы отследить индивидуальную динамику изменений психического и физического состояния каждого участника группы, можно вести таблицу следующего содержания.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ

Первой частью каждого занятия является медитативная гимнастика. На всех занятиях она решает одинаковую задачу — создание телесной готовности к творческой деятельности.
В первой части каждого занятия всегда выполняются одни и те же упражнения:

— релаксация в положении лежа;
— потягивание;
— растирание себя в положении стоя;
— обстукивание себя в положении стоя;
— гимнастика позвоночника (движения вправо-влево, по спирали, волнообразно вперед-назад);
— дыхательные упражнения (глубокое полное дыхание; пение открытого звука «А»);
— переход в класс лепки.

В таблице представлены две последующие части каждого занятия: лепка и медитативная гимнастика.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Библиотека народной медицины». Теперь, для того, чтобы прочитать книги о южнокорейской терапии Су Джок, разработанной южнокорейским профессором Пак Чжэ Ву, Вам больше надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «Су Джок скачать», и тратить время на утомительный поиск подходящего сайта. Посетив интернет проект «Библиотека народной медицины», который располагается по адресу http://библиотеканародноймедицины.рф/, Вы сможете бесплатно скачать на свой компьютер книги о аюрведе, цигун, Су Джок терапии, фитотерапии, йоге и акупунктуре.

№ занятия

Вторая часть - лепка

Третья часть - медитативная гимнастика

1

Задача

Знакомство с глиной.

Ход

Знакомство с глиной в разных состояниях (сухая, влажная, жидкая). Вымешивание глины до однородной массы ладонями, пальцами, одной и двумя руками. Концентрация внимания на изменяющихся ощущениях. Катание шарика. Трансформация шарика в куб.

Задача

Знакомство с основными гимнастическими упражнениями.

Ход

Релаксация. Правильная стойка: исходное положение — ноги на ширине плеч, чуть согнуты, ступни параллельны; таз подтянут, грудь не выпячивается и не проваливается; плечи расслабленно опущены вниз, локти не прижимаются к телу; язык касается неба, челюсти расслаблены; глаза полуоткрыты, взгляд нефиксированный, подбородок подтянут; спина прямая, расслабленная; ощущение, будто бы тело «подвешено» за макушку. Фиксация состояния равновесия. Дыхательные упражнения. Движения позвоночника. Потягивание, фиксация ощущения легкости.

2

Задача

Обучение приемам работы с глиной.

Ход

Медитация: вымешивание глины до однородной массы. Приемы работы с глиной: погружение рук в глину; сжатие (вминание); растяжение; вытягивание; разрыв, протыкание; раскатывание; прилепливание (влепливание). Катание шара. Сохранение состояния.

Задача

Обучение округлости и плавности телодвижений.

Ход

Релаксация: расслабление; подробное восстановление в памяти лепки — катание шара; полное дыхание носом. Упражнение для представления движения шара внутри тела. Исходное положение: сидя на полу. Ноги скрещены. Представляются движения шара в голове и в низу живота. Правильная стойка. Движения копчиком (вправо-влево, по кругу, вперед-назад). Закрепление ощущения равновесия. Ноги на ширине плеч. Движения позвоночника. Представление позвоночника как оси вращения движений шара. Потягивание, фиксация ощущения легкости.

3

Задача

Развитие чувства объема, обучение трансформирующим манипуляциям с шаром.

Ход

Вымешивание глины до однородной массы в «медитативном» состоянии. Катание шаров. Трансформация шара. Лепка конкретных образов из шаров (человек, цветок, буквы, цифры и пр.). Сохранение творческого состояния.

Задача

Развитие ощущения объема в телодвижениях.

Ход

Релаксация, восстановление в памяти лепки. Исходное положение сидя на полу, ноги скрещены: поглаживание ладошками тела; поиск в теле округлой формы: коленный, плечевой суставы, голова, глаза, подбородок, кончик носа, ноздри, ягодицы, косточки на ногах и руках. Сжатие кистей рук. Образование шара: сжимание-расжимание, вращение кисти. Упражнение на группировку тела в шар. Кувырок. Упражнения с терапевтическими мячами: катание руками и ногами; лежа на мяче, катание животом и спиной; раскачивание сидя на мяче. Хоровод. Потягивание, фиксация ощущения легкости.

4

Задача

Демонстрация возможности трансформации плоскости в объем, манипуляция с объемом и плоскостью.

Ход

Вымешивание глины до однородной массы в «медитативном» состоянии. Катание шаров. Трансформация шара. Расплющивание шара: пальцами, ладонями — превратить в плоскость-диск. Положить диск на стол. Рисование на диске линий, движений. Диск ставится на стол вертикально. Создание дырок. Изогнуть диск, придать ему форму волны. Преобразовать диск в шар. Сохранение творческого состояния.

Задача

Осознание «горизонтальных», «плоскостных» энергий и телодвижений.

Ход

Релаксация. Мысленное восстановление процесса лепки. Исходное положение лежа на спине, руки и ноги врозь; «позиция восьмерки»: поднять руки наверх, соединить ладони, внизу соединить стопы; сгруппироваться «калачиком» и повернуться на правый бок; вернуться в «положение восьмерки»; сгруппироваться «калачиком» и повернуться на левый бок; вернуться в «положение восьмерки»; руки и ноги раскинуты так, чтобы можно было нарисовать окружность. В положении сидя растирание тела ладонями, ощущение объемных частей тела. Потягивание, фиксация ощущения легкости.

5

Задача

Обучение трансформации шара в куб, лепка дырок в объеме.

Ход

Вымешивание глины до однородной массы в «медитативном» состоянии. Катание шара. Превращение шара в куб. Акцент на разнице в движениях рук и пальцев: работа ладоней и рук — катание шара; работа пальцами — лепка куба из шара. Вылепливание в кубе дырок. Созерцание окружающего мира через дырки в кубе. Наложение на куб движения скручивания. Изменение его формы. Передача работ по кругу. Безоценочное созерцание работ друг друга. Сохранение творческого состояния.

Задача

Перенесение ощущений и открытий, произошедших во время лепки, во внутренний мир.

Ход

Релаксация, восстановление хода лепки. Исходное положение сидя на полу, ноги скрещены: внутри себя, в области головы, представить шар и созерцать его; постукивая
по выступающим косточкам суставов, прислушаться к внутреннему звуку. Исходное положение то же. Вибрационные упражнения. Представить кости тела как камертон. Постукивать по выступающим косточкам: ладошками; «огонь
в стопах»: ступнями ног резко ударить об пол
и оторвать от пола (вибрация идет снизу вверх
по всей костной структуре); простукивание низа живота и крестца; простукивание грудины
и 7-го шейного позвонка; «небесные барабаны»: центр ладоней закрывает уши, постукивание пальцами рук за ушами. Движения позвоночника. Потягивание, фиксация ощущения легкости.

6

Задача

Демонстрация лепки человека из шаров.

Ход

Вымешивание глины до однородной массы в «медитативном» состоянии. Катание шара. Последовательное разделение шара на семь частей, создание семи разновеликих шаров. Создание из шаров фигуры человека. Придание скульптуре человека устойчивости. Передача скульптур по кругу. Безоценочное созерцание. Сохранение творческого состояния.

Задача

Демонстрация возможностей телодвижений для создания геометрических фигур.

Ход

Релаксация, восстановление хода занятия. «Пять тибетских жемчужин» — комплекс упражнений тибетской йоги: кружение стоя (шар, конус, цилиндр). из положения лежа: руки вдоль тела, одновременно поднять прямые ноги и голову до образования прямых углов с корпусом. Стоя на коленях, спина прямая, голова наклонена вперед, подбородок касается груди, руки локтями назад под ягодицами. Движения: голова назад, прогиб спины назад; сидя на полу, вытянуть ноги вперед, сложить вместе, носки на себя, руки вдоль тела, упор — пальцы вперед, голова подбородком касается груди. Движения: отвести голову назад, приподнять корпус и таз на руках и пятках. Образовать прямоугольник: лежа, подняться на руках, прогнуть спину, руки прямые, грудь поднята, голова запрокинута назад. Движение: поднять таз вверх, голову опустить вниз, упор на руках и ногах. Образовать треугольник. Дыхательные упражнения. Упражнения лежа («восьмерки»). Потягивание, фиксация ощущений.

7

Задача

Обучение лепке частей лица.

Ход

Вымешивание глины. Лепка шара. Шар как голова. Лепка элементов лица и соотнесение их с модальностями ощущений: вылепливание образа глаза; вылепливание образа носа; вылепливание образа уха; вылепливание образа рта; вылепливание образа языка. Сохранение творческого состояния.

Задача

Обучение дифференцированию ощущений различных модальностей при взаимодействии
с внешним миром.

Ход

Релаксация. Семь упражнений для развития восприятия: удержание взгляда; работа со слухом (звуками); работа с носом (обоняние); работа с горлом (речь); работа с зубами (постукивание и сжатие для укрепления зубов и десен); работа с языком (движения языка); работа с шеей (от основания черепа). Отработка движений стопы: начало движения с носка; начало движения с пятки; поворот. Отработка шагов: семенящий шаг на полусогнутых ногах; шаг с согнутыми коленями с разворотом; шаг задом; шаг боком; мелкий шаг (змейка). Упражнения лежа («восьмерки»). Потягивание, фиксация состояния.

8

Задача

Демонстрация того, что все знания лежат внутри каждого из нас: лепка с завязанными глазами.

Ход

Вымешивание. Лепка с завязанными глазами из целого куска глины человека. Снятие повязок, передача работ по кругу, безоценочное созерцание. Сохранение состояния.

Задача

Формирование уверенности в своей мышечной памяти.

Ход

Релаксация. Упражнения лежа («восьмерки»). В положении сидя: кручение всем телом и руками воображаемого шара. Движение зарождается внутри, от поясницы передается в позвоночник, оттуда на конечности, в руки. «Зеркало»: упражнение выполняется в паре. Шаги с завязанными глазами. Упражнения лежа. Потягивание, фиксация состояния легкости.

9

Задача

Обучение лепке частей тела человека большой поверхностью рук и пальцами.

Ход

Вымешивание глины. Отработка техники лепки большой поверхностью рук: ребром ладони (рассечение); ладонью (сплющивание); запястьями (вминание); только кистями рук; только предплечьями (сдавливание); только локтями (вминание). Отработка техники лепки кончиками пальцев: вытягивание пальцами; проделывание дырок; прилепливание, наращивание формы, мелкая проработка пальцами рук. Лепка частей тела: кисти руки; руки; ноги; стопы; корпуса; головы. Сохранение состояния.

Задача

Формирование микродвижений при выполнении упражнений.

Ход

Релаксация. Суставная гимнастика: пальцев рук; кистей рук; стоп (повороты); микродвижения копчиком; микродвижения позвоночником (импульсы); микродвижения шеи (основание черепа). Пластика крупных движений тела: круговые движения тазом; круговые движения ногами; повороты плечевым поясом; движения руками; крупные, с большой амплитудой, движения позвоночника. Отработка шагов с пятки на носок с плавным перетеканием веса тела с одной ноги на другую. «Толкающие руки» — упражнение в паре. Стоя лицом друг к другу, одна рука чуть касается руки партнера. Отработка круговых движений (горизонтальные и вертикальные). Потягивание, фиксация состояния легкости.

10

Задача

Усиление творческого потенциала.

Ход

Вымешивание глины. Лепка человека. Придание фигуре гармоничного устойчивого движения. Передача скульптур по кругу, безоценочное созерцание. Закрепление состояния.

Задача

Подтверждение навыка пластичности движений и гармоничности взаимодействия с окружающими.

Ход

Релаксация. Упражнение «Толкающие руки». Кручение. Хоровод. Спонтанный танец. Комплекс упражнений лежа (восьмерки). Медитация. Потягивание, фиксация состояния.