Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2001

РЕПОРТАЖ

ВОЛГА-ВОЛГА

Живой, веселой и интересной была жизнь участников Второго международного фестиваля-конференции «Школа для ребенка», который проходил с 5 по 16 августа на борту теплохода «Николай Славянов», следующего рейсом Москва—Нижний Новгород—Тверь—Москва по Оке и Волге.
Правда, второе слово в названии этого мероприятия — конференция — говорит само за себя. Дни были насыщены не только общением, но и серьезной работой: лекциями, семинарами, мастер-классами, деловыми играми и круглыми столами. Практически каждый день (а иногда и два раза на дню) мы приплывали в один из городов, где встречались с местными педагогами.
Организатором этого мероприятия стала инициативная группа, состоящая из сотрудников газеты «Первое сентября» и педагогов инновационных школ. При всей масштабности фестиваля подготовка к нему велась на волонтерской основе.
В нем приняли участие представители инновационных школ (как педагоги, так и дети) из различных городов России, Украины, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии и США. Всех их объединяет гуманистическая направленность в работе с детьми, здоровый оптимизм и стремление к общению с единомышленниками.
Обнаружилось немало желающих познакомить коллег со своими идеями и методами, поэтому работа проходила параллельно в нескольких группах, так что все время приходилось отказываться от чего-то интересного. В солнечные дни многие мастер-классы перемещались на палубы. Было несколько постоянно действующих семинаров.
Для того чтобы иностранные участники сумели как можно быстрее преодолеть языковой барьер, были организованы занятия по уникальной методике «Русский язык — это легко!», которые проводила кандидат педагогических наук Татьяна Березовская (Москва).
Педагог и психолог из Москвы Марк Кукушкин предложил для обсуждения проект «Виртуальная школа», который перерос в постоянно действующую деловую игру.
Желающие понять, каковы проблемы современных детей, дискутировали под руководством Михаила Гусаковского, доктора философских наук из Белоруссии.

Участников фестиваля на берегу ждал радушный прием

ТВОРЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

В конце 80-х—начале 90-х годов инновационная педагогика, по выражению Марка Кукушкина, была бегством из лагеря (от традиционной школьной авторитарной системы). Сейчас же она выглядит как товарищество садоводов, где каждый старательно возделывает свою грядку. Сегодня необходимо объединить усилия. Тогда появится возможность для определения дальнейших целей и перспектив развития педагогики.
На фестивале были представлены различные направления нетрадиционной педагогики. Речь идет, в первую очередь, о вальдорфской педагогике и школе Монтессори. Последнюю на фестивале представляла сильная команда. Это были любимцы фестиваля — две «Монтессори-бабушки» из Голландии — Элизабет ван Сантен и Луус Роод, а также их российские коллеги и ученики — Елена Хилтунен и Елена Литвяк. Вальдорфскую педагогику представляли Владимир Загвоздкин (идеолог этого направления в России) и прекрасный художник и педагог Ольга Шифер.

Едва ли не самыми активными участниками семинаров и мастерских
были представительницы монтессори-педагогики Элизабет ван Сантен и Луус Роод (слева и в центре)

К сожалению, не все инновационные школы и направления смогли принять участие в фестивале. Но было приятно увидеть среди участников представителей школ, с которыми нам приходилось сотрудничать и раньше, — команду учителей московской школы № 734 (школа Тубельского) и директора инновационной школы из поселка Южный (Украина), заслуженного учителя Николая Гузика.
Яркими фигурами на фестивале были доктор педагогических наук из Томска Татьяна Ковалева (тьюторство в образовании), Сергей Курганов (развивающее обучение), Сергей Возчиков (родительские клубы).
Запомнились творческие педагоги, которые готовы были делиться с окружающими своими наработками чуть ли не 24 часа в сутки. Прекрасный музыкант Лев Виноградов (Москва) не только познакомил участников с тем, как музыка развивает личность ребенка, но и обучил желающих игре на различных музыкальных инструментах. Преподаватель из школы Тубельского Вадим Злотников написал сценарий и осуществил постановку закрытия фестиваля.

ИНОСТРАННЫЕ ПЕДАГОГИ

Многие методики, продемонстрированные голландскими участниками на мастер-классах и семинарах, были психологическими, хотя представлены как инновационные именно в области педагогики. Это наводит на мысль о том, что происходит интеграция психологии и педагогики (по крайней мере, в этой стране).

Уте Роэл — куратор команды иностранных специалистов

Организатором фестивальной команды иностранцев была Уте Роэл (Нидерланды). Она работала и педагогом, и психологом, сейчас занимается проблемами нравственного воспитания детей.
С интересным материалом познакомила участников доктор философских наук из Нидерландов Айрини Боймарис. Она много работает с учителями, поскольку считает, что надо помочь им использовать то новое, что появилось в школе в последнее время.
Роб ван Оттердейк из международного университета в Ландегге (Швейцария) провел мастер-класс по проблемам управления новой школой.
Семинар на тему «Модель личностного роста и открытых демократических взаимоотношений» организовала профессор Амстердамского университета Тини Бимстербойер.
Психологическим по содержанию было выступление педагога из Нидерландов Вельямины Хенсен, которая познакомила участников фестиваля с программой «Внутриличностное образование — контакт с внутренним Я».
Мерлийн Вентзель из г. Утрехта (Нидерланды) привезла на фестиваль разработку «Дух школы», направленную на развитие мотивации учителей, учащихся, родителей и руководителей школы на совместное активное участие в жизни школы.
Наиболее яркими и колоритными были педагоги из США — представители института неогуманистического образования Диди Анандарами и ее духовный брат Дада. Диди является академическим консультантом в исследовательском институте неогуманистического образования, где «философия Востока смешивается с наукой Запада». Этот институт руководит сетью образовательных учреждений (всего их свыше 1000) по всему миру, начиная с детских садов и кончая колледжами.
Джерри Минц, профессор, специалист по альтернативному образованию (США), был одним из активных участников еще первого фестиваля. И в этот раз он проявил себя как настоящий педагог и организатор, объединив вокруг себя детей, которые были на теплоходе. С ним успевали подружиться во время стоянок даже подростки с других теплоходов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ

За время фестиваля мы посетили немало старинных городов Центральной России.
По мнению огранизаторов, при подготовке фестиваля наиболее сложно было установить контакты с представителями управлений образования на местах: многие из них не решались принимать участие в фестивале без санкции «сверху» (вплоть до Министерства образования РФ). Зато «добро» фестивалю со стороны министерства оказало свое магическое действие — нас встречали со всеми возможными почестями! Нередко (особенно в начале поездки) это даже мешало нормальному, живому общению с коллегами.
Во многих городах, несмотря на ограниченное время стоянки, удалось организовать и общение специалистов, и мастерские участников фестиваля.
В гимназии № 15, которую мы посетили в Костроме, работают три психолога и невролог. В этом же городе я познакомилась с представителями лицея, психологическая служба которого разрабатывает индивидуальную образовательную стратегию для каждого ученика.
Кроме общения с коллегами мы имели уникальную возможность познакомиться с культурными и историческими памятниками Константинова, Рязани, Касимова, Мурома, Нижнего Новгорода, Макарьева, Плеса, Костромы, Ярославля, Рыбинска, Углича и Твери.
В одном из монастырей города Мурома мы неожиданно для себя увидели приют для девочек (их там более 70), оставшихся без попечения родителей. При нем есть школа, куда приходят учителя из общеобразовательных учреждений города.

Оказалось, что русский язык — это действительно легко!
(Мастерская Татьяны Березовской)

 

 

«ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Наибольший интерес вызвал проект реально существующей школы Николая Гузика! Он так и назывался «Школа будущего есть уже сегодня». Исходная посылка состояла в том, что «хорошая (востребованная) школа та, которая предоставляет ребенку все необходимые педагогические условия для проявления, практической реализации и развития его индивидуального таланта». А в том, что каждый ребенок по-своему талантлив, Николай Петрович не сомневается. Современная модель такой школы-комплекса существует в городе Южном Одесской области.
Другие доклады имели более абстрактный характер. В проекте Сергея Ветрова школа определялась, как «особым образом организованное и обозначенное место, где любой ребенок может встретиться и общаться со взрослым по поводу значимого для него главного».
Татьяна Ковалева видит будущую школу как школу тьюторства. Тьютор — «взрослый, организующий ситуацию, где школьник сам формирует свою индивидуальную образовательную программу». В процессе общения тьютора и школьника «происходит прояснение важных для самого школьника смыслов его жизни и образования».
Проект Сергея Возчикова основан на том, что «каждый ребенок имеет право сам прожить собственную жизнь, поэтому он и является истинным заказчиком образования».
В программе Сергея Курганова предполагается объединить «четыре школы в одном образовательном классе». Начальную школу «выстраивают» четыре учителя, которые являются представителями различных педагогических направлений: школы навыка, школы развивающего обучения, школы диалога культур и школы Корчака.
Наибольшей смелостью отличался проект Артема Соловейчика «Современная школа», в окончательном варианте которого утверждалось, что «современный мир изменился настолько, что дети имеют возможность быть свободными от взрослых в гораздо большей степени, чем мы это можем себе представить». Возможности для реализации этого предоставляет Интернет. Ученик будет ходить в библиотеку, театр, зоопарк, планетарий, на занятия и практикумы к различным учителям не через школу, а прямо из дома.
Для разработки программы «Виртуальной школы» одного фестиваля было явно мало, поэтому обсуждение проекта будет продолжено на страницах газеты «Первое сентября».

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА И ПСИХОЛОГИЯ

Маститый педагог Сергей Курганов, услышав в очередной раз слово «психолог», в сердцах произнес: «Психолог, как и врач, появляется тогда, когда нет нормально построенной педагогической системы. Тогда и начинаются разговоры об индивидуальной траектории развития или коррекции». На что Николай Гузик достойно возразил: «Без психологии педагогика без глаз и ушей!» В результате все-таки сошлись на том, что педагоги «строят возраст в целом», а психологи «определяют индивидуальную траекторию развития».

Ребята из винницкой школы «Аист»
сами проводили творческие мастерские,
обучая взрослых народному искусству

Подробно с материалами фестиваля можно познакомиться на страницах газеты «Первое сентября», начиная с № 52, 2001 г.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Редакция газеты «Первое сентября»
Тел.: (095) 240-10-41

Редакция «Школьного психолога» очень признательна коллегам из газеты «Первое сентября»
за предоставленную корреспонденту нашего еженедельника возможность участия в фестивале.