Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

СИТУАЦИЯ

Прерывистый, электронно-беспощадный звонок будильника бесцеремонно врывается в сновидение, увлекательное, как новый блокбастер, сначала сливаясь со звуками сна, а потом становясь независимым, а потому еще более настойчивым. Приоткрывшиеся глаза видят ненавистный пластмассовый корпус утреннего мучителя и четыре цифры на дисплее. Лишь через несколько секунд приходит осознание: утро, нужно включаться в режим эффективного бодрствования, поскольку через час начинаются уроки. Школу, а особенно сегодня, пропускать нельзя — итоговая контрольная. Взгляд в окно — дождь. Опять сорвется прогулка в парке. Ну да ладно, и завтра будет день.

Самая обычная, стандартно-житейская ситуация. При чем здесь психология? А при том, что в этом привычном для каждого моменте нашей жизни отражено важнейшее свойство психики — умение воспринимать и перерабатывать информацию. А на основе этой переработки — действовать.
Посмотрите на схему. Человек постоянно получает массу информации из окружающей среды. Воспринять эту информацию он может только с помощью хорошо известных пяти органов чувств. В первый момент эта информация как бы «рассыпана» на отдельные элементы (в нашем примере это звук будильника, цифры на дисплее, форма корпуса будильника). С помощью органов чувств информацию собирают «разведчики» нашего внутреннего мира — ощущения. Это они поставляют все основные сведения о внешнем мире сознанию: о звуке, цвете, форме, запахе, гладкости, шероховатости, вкусе и других признаках предметов. Но эти сведения отрывочны, неполны, отражают только отдельные свойства предметов и явлений.
Объединившись, ощущения рождают восприятие, продуктом которого является целостный образ. Этот образ осмысливается (как, скажем, образ будильника, выступающего в виде знака «пора вставать и собираться в школу»).
Вообще всеми вопросами приема и переработки информации в нашем внутреннем мире занимается «специальная служба» познавательных процессов. Кроме ощущений и восприятия, туда входят воображение, мышление и память. Все сотрудники этой службы в своей работе пользуются одним и тем же крайне важным инструментом — лучом внимания. С помощью луча внимания выделяется, высвечивается тот конкретный предмет или явление, которые человек в данный момент воспринимает, представляет или о которых вспоминает, размышляет.
Добытая с помощью ощущений и восприятия информация передается дальше, гораздо более сложному познавательному процессу — мышлению, которое оказывается способным эту информацию обобщить и сделать выводы (дождь за окном, значит, придется отложить прогулку в парке, однако в школу идти все равно надо).
При этом включается и память, сохраняющая нужную нам информацию (или выбрасывающая ненужную). Со всеми названными познавательными процессами связано и воображение, позволяющее нам представить то, что нами не воспринималось, например, прогулку, которая состоится завтра.
Обратите внимание, что далеко не все сигналы из внешней среды ощущаются нами (это видно из схемы), некоторые из-за их слабости мы просто не замечаем. Внимание выполняет роль прожектора, высвечивающего те сигналы, которые нами осознаются. Но есть и такие сигналы, которые включаются в объем воспринимаемой нами информации, но не осознаются. Скажем, когда мы сосредоточены на звонке будильника, мы ведь ощущаем в это время и воздействие пижамы на нашу кожу. Но для того чтобы осознать это воздействие, нужно специально обратить на него внимание.
Точно так же — в общих чертах — происходит познание человеком окружающего мира. То, что напрямую действует на нас, либо воспринимается и осознается, либо воспринимается и не осознается, либо вообще не воспринимается. Так осуществляется первый этап фильтрации информации. Потом с помощью особых приемов информацию фильтруют и обрабатывают мышление, память, воображение. Для этого им уже не нужно непосредственно воспринимать сигналы из внешнего мира, потому что они работают с их отражениями в нашей психике — образами.
Переработанная информация используется в практической деятельности людей, уточняется, углубляется, пополняется новыми данными.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР
формат .PDF, объем 134 КБ