Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе
СПб.: Питер, 2001

ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе
СПб.: Питер, 2001

Как отмечается в предисловии к книгам, они являются двумя частями одной хрестоматии по проблемам нарушений и отклонений в психическом развитии детей (серия «Хрестоматия по психологии»). Выход в свет подобной хрестоматии может быть оценен только положительно по двум основаниям.
Во-первых, согласно последним неутешительным данным, 90% новорожденных имеют те или иные нарушения в соматическом или/и психическом развитии и не могут быть отнесены к здоровым детям. Поэтому педагоги и психологи должны быть готовы к работе именно с этой категорией детей. В связи с этим возрастает потребность в литературе по специальной педагогике и психологии.
Во-вторых, видится особый смысл в издании именно хрестоматии, так как в последней, в отличие от авторских монографий, возможно представить значительно большее число проблем и разных взглядов.
Данные издания хорошо оформлены, их приятно взять в руки.
Иначе говоря, первое впечатление и от идеи, и от ее воплощения самое позитивное. Разочарование, однако, наступает быстро, буквально после прочтения первых страниц.
Название первой хрестоматии на обложке, титульном листе и его обороте не совпадают. Что это — авторская небрежность или издательский промах (кстати говоря, в списке работавших над книгой присутствуют и редактор, и корректор)?
В каждой хрестоматии есть разделы «От составителей», которые мало отличаются друг от друга, и специфика каждой книги теряется среди общих фраз о принципах отбора материала, об актуальности проблемы психического здоровья детей и т.д. Логично предположить, что читатель возьмет в руки обе книги, и было бы хорошо уже во вводной части осветить основные задачи каждой работы.
Сразу же возникают вопросы. Психология детей (часть I) и психодиагностика (часть II) являются двумя разными науками или двумя частями одной науки? Тогда какой? Чем отличается педагогический аспект проблемы детей с нарушениями в развитии от психологического? Обо всем этом читателю предстоит догадываться самому.
Внимательное ознакомление с данными изданиями позволяет прийти к некоторым содержательным выводам.
Хрестоматия представляет собой особый вид учебной литературы, к которому предъявляются определенные требования. Прежде всего, в таких книгах принято приводить краткие сведения об авторе публикуемого отрывка: основные направления исследований, полученные результаты, научные труды. Составители сборника ограничились краткой справкой об источнике, которая является частью аннотации к изданной ранее оригинальной работе.
В приводимых отрывках содержится много ссылок на те или иные исследования, что, безусловно, нуждается в соответствующих комментариях. Человек, не очень хорошо знакомый с работами по дефектологии и психологии, может не знать имен В. Штерна, А.С. Грибоедова, Т. Рибо. Также хочется выступить «в защиту» Л.С. Выготского, В.П. Кащенко и других исследователей, работы которых занимают в данной хрестоматии скромное место.
В предисловии составители отмечают, что «в пособии представлен комплекс текстов, освещающих наиболее часто встречающиеся проблемы в деятельности дефектолога, психолога, причем в объеме, позволяющем эти проблемы изучить». Позволю себе не согласиться с этим утверждением.
Среди ведущих специалистов в области дефектологии, детской психиатрии и медицинской психологии называются И.Л. Белопольская, Т.А. Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Корнев и др. В то же время в хрестоматии не нашлось места для Х.С. Замского, Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Ф.А. Рау, А.И. Дьячкова, А.Н. Граборова. Список можно продолжить.
В результате в разделе «Обучение, воспитание, коррекция, профилактика детей с нарушениями и отклонениями психического развития» практически нет информации о глухих и слепых детях, очень мало говорится о детях-олигофренах. И ничего не сказано о слепоглухих детях и результатах их обучения (а они весьма значительны!) — это теоретические и практические достижения школы И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова.
При этом составители обращаются к частным работам, например Е.М. Мастюковой «Особенности личности учащихся с церебральным параличом».
Подобранный таким образом материал хрестоматии может способствовать формированию у неподготовленного читателя неверного представления о детях с отклонениями в развитии.
Честно говоря, удивляет и даже обескураживает обращение составителей с первоисточниками. Например, в хрестоматию включена работа А.И. Корнева «Вопросы лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии». Что такое лечебная педагогика? Напомню, что основы лечебной (а сейчас мы говорим коррекционной) педагогики были заложены В.П. Кащенко.
При внимательном прочтении трудно не заметить погрешности при помещении работы в тот или иной раздел. Например, статья Е.М. Мастюковой «Виды и причины отклонений в развитии у детей» «просится» из раздела «Проблема нарушений и отклонений психического развития детей» в раздел «Формы и виды нарушений и отклонений психического развития».
Большие возражения вызывает содержание раздела «Диагностика нарушений и отклонений психического развития», в который не вошли многие основополагающие исследования. Непонятно, почему остались непредставленными работы Г.И. Россолимо, С.Я. Рубинштейн и др.
И последнее. Одна из хрестоматий называется «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития», однако далеко не все ее авторы — психологи. Л.О. Бадалян, Г.Е. Сухарева, Е.М. Мастюкова, В.И. Гарбузов — известные исследователи аномального детства, но они никак не могут быть отнесены к психологам.
Несмотря на все высказанные замечания, хрестоматии интересны и информативны, что, кстати говоря, является заслугой авторов, а не составителей. Эти книги будут, безусловно, полезны психологам массовых школ, так как в них много говорится о пограничных состояниях и школьной неуспеваемости.
Весьма вероятно, что составители хотели в первую очередь отразить проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и психологи в образовательных учреждениях, предназначенных для нормально развивающихся детей. Тогда следует признать, что составители справились с поставленной задачей достаточно успешно.

Марина СТЕПАНОВА