Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИО ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ

 

 

А.Н. Радищев
СПб.: Питер, 2001

 

Чтение философских трактатов, а именно к этому жанру относится книга, — занятие непростое и требует не только определенных знаний, но и соответствующего настроя. Однако не случайно сочинение А.Н. Радищева издано в серии «Психология-классика»: затронутые в нем вопросы волнуют любого человека, и тем более оно будет интересно психологу, которому приходится постоянно разбираться в сложных жизненных ситуациях.
Книга открывается эпиграфом «Настоящее чревато будущим». Эти слова Лейбница подготавливают читателя к серьезному чтению и как бы очерчивают круг обсуждаемых автором философских (и не только) проблем.
А.Н. Радищев, большинству из нас известный как автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», — крупный политический мыслитель и философ XVIII века, а созданный им трактат считается одним из первых оригинальных русских философских произведений. Небольшая по объему книга поражает энциклопедичностью знаний автора. Многочисленные ссылки свидетельствуют о широкой эрудиции Радищева и его знакомстве с работами известных философов, что, однако, не мешает ему сохранять оригинальность видения философских проблем.
Было бы большим преувеличением назвать А.Н. Радищева психологом, но затронутые им философские вопросы, безусловно, имеют непосредственное отношение к психологической науке.
А.Н. Радищев обращается к проблеме бессмертия человека. Будучи материалистом, он не отрицает телесную смертность человека и в то же время говорит о бессмертии души. Но в это, по его мнению, можно только верить. После прочтения трактата создается впечатление, что для Радищева жизнь без бессмертия не имеет смысла.
Собственно психологический интерес представляют рассуждения А.Н. Радищева о независимости духовного начала от телесного и о способности души подчинять себе тело.
Лучшему пониманию идей автора и даже сопереживанию ему способствует манера изложения: трактат «О человеке...» написан в форме беседы с читателем — его содержание как бы обращено к друзьям.
Желая разобраться в философских и иных взглядах Радищева, читатель может обратиться к приложению, написанному отечественным философом и историком И.И. Лапшиным, по мнению которого произведение Радищева является образцом «самостоятельной пытливой мысли», «замечательным литературным и философским памятником».
Труд А.Н. Радищева не может быть полезен с прагматической точки зрения, так как не содержит рассуждений по частным психологическим проблемам, имеющим отношение к работе психолога в образовании, но он побуждает к размышлениям о месте человека в мире. Его психологизм состоит в «искреннем искании прямых ответов на проклятые вопросы» (И.И. Лапшин).

Марина СТЕПАНОВА