Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

О семинаре для заведующих детскими образовательными учреждениями (ДОУ)

В течение 2000—2001 учебного года на базе Центра психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков г. Пскова постоянно действовал семинар для администраторов ДОУ, посвященный проблемам психологической службы.
Заведующие ДОУ и их заместители неоднократно высказывались о функциях психолога в ДОУ, о возможностях его помощи педагогам. Занятия строились исходя из запросов участников. Основной целью занятий была помощь в организации психологического сопровождения дошкольников.

Задачами семинаров были следующие.

  • Информирование администрации о целях, задачах и функциях психологической службы в ДОУ.

  • Повышение авторитета педагога-психолога в ДОУ.

  • Ориентация администрации на сотрудничество с педагогом-психологом.

  • Занятия начались со знакомства с документами обязательной отчетности психолога.

Для успешного сотрудничества психолога с коллективом ДОУ необходимо, чтобы администрация обсуждала с психологом годовой план его работы и, при необходимости, корректировала его. Психологу нужен оптимальный график работы — режим дня детей должен предусматривать их занятия с психологом. Администрация же должна предоставлять помещения для психологических занятий. Психологу необходимо иметь возможность повышать квалификацию (посещать библиотеки, семинары, общаться с коллегами и т.д.).
Вся эта информация стала первым шагом для понимания администраторами ДОУ специфики работы педагога-психолога.
Вторым же шагом (а значит, и темой очередной встречи) стало обсуждение содержания работы педагога-психолога. Администрация считает, что психолог должен проводить диагностику развития детей и занятия с ними, а также сообщать результаты диагностики педагогам и родителям, проводить их консультирование.
Подобные представления администрации, с одной стороны, отчасти являются отражением той работы, которую обычно осуществляет психолог в детском саду, а с другой — существенно ограничивают возможности психолога.
Без тесного сотрудничества психолога с педагогами ДОУ невозможно говорить о системе сопровождения дошкольников.
В результате дискуссии участники согласились, что организация системы сопровождения невозможна без активного взаимодействия психолога с педагогами.
Следующий семинар начался несколько неожиданно: руководителям ДОУ было предложено просмотреть видеозапись фрагмента психологического занятия. Дошкольники сначала «ругались», используя названия овощей и фруктов, затем «воевали» (снарядами служили скомканные листы бумаги), а в конце мирились и говорили друг другу ласковые, добрые слова.
Реакция участников на увиденное были очень разной. Ведущий пытался убедить руководителей в том, что, позволяя детям выплескивать негативные эмоции без нанесения вреда окружающим, психолог учит детей управлять своими страстями (именно управлять, а не подавлять в соответствии с распространенным педагогическим стереотипом).
Именно так, через споры и эмоции, участники семинара приходили к пониманию специфики психологических занятий.
А что же делать с диагностикой? Как психологу отслеживать развитие каждого ребенка? И здесь администрации было предложено оптимальное решение: введение в практику двухуровневой диагностики — педагоги выявляют детей, требующих особого внимания, а психолог проводит психологическую диагностику, при необходимости — углубленную.
Не осталась без внимания и работа психолога с родителями: ведь давно известно, что усилия детского сада в воспитании ребенка будут неэффективными без поддержки семьи.
На семинаре руководители ДОУ имели возможность узнать об опыте коллег в налаживании взаимодействия с психологом. Выступали руководители тех детских садов, в которых психолог стал незаменимым участником воспитательного процесса. На это понадобилось немало времени. Опыт показал, что организация психологического сопровождения — трудоемкий и долгий процесс, но именно психологическое сопровождение дошкольников является оптимальной перспективой развития дошкольного образования.
Руководители ДОУ высоко оценили эффективность проведенных занятий. При этом отмечалось, что в ходе семинара участники узнали много нового о содержании работы психолога, о путях его взаимодействия с педагогами, о роли администрации в организации психологического сопровождения. Участники также отметили доступность и конкретность подаваемого материала.
Все изъявили желание и в дальнейшем принимать участие в подобных семинарах.
Среди тем для обсуждения были предложены такие.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (с учетом возраста).
Психология общения.
Психология управления педагогическим коллективом.

Из этого следует, что сотрудничество нашего психологического центра с администрацией образовательных учреждений будет продолжено.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы
Центра психолого-медико-педагогической
реабилитации детей и подростков,
г. Псков