Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В СИТУАЦИИ БЕДСТВИЯ

Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, террористические акты, к сожалению, стали реалиями сегодняшнего дня. Нам, психологам, необходимо уметь оказывать экстренную психологическую помощь людям, пережившим кризисные ситуации. В России это направление психологии находится на этапе становления, и важна любая крупица опыта. Мы с большим вниманием изучили опыт работы московских психологов после взрывов 1999 года, освещенный на страницах газеты «Школьный психолог» (см. интервью с С. Малых, Н. Янковской, А. Шадурой «Нам не хватит любви, чтобы возместить эти страдания...», № 39, 1999), и Ростовского областного ППМС-центра в книге «Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях» (Ростов-на-Дону, 2001). Надеемся, что и наш опыт может быть чем-то полезен.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В Республике Саха (Якутия) в этом году произошло наводнение. Такого бедствия не было за последние 100 лет: полностью затопило город Ленск и некоторые поселки, часть которых даже не подлежит восстановлению. Масштабы катастрофы огромны: в Ленске вода дошла до третьего этажа каменных зданий, деревянные затопило полностью, многие разрушило или унесло водой. Кроме материальной и медицинской помощи, люди, пережившие стресс, потерявшие дом и все имущество, нуждаются в психологической поддержке.
Почти все пострадавшие имеют симптомы посттравматического стрессового расстройства (нарушение сна, утомляемость, эмоциональные срывы, депрессия, потеря интереса к жизни).
Психологи республики провели работу по посттравматической реабилитации пострадавших. Она велась по двум направлениям: с детьми, эвакуированными из зоны затопления в Якутск, и со взрослыми.
На подготовительном этапе в городе Якутске для психологов был организован обучающий семинар-тренинг преподавателя Санкт-Петербургского гуманитарного университета А.В. Ефимова «Психологическая реабилитация лиц, переживших экстремальную ситуацию» (организатор — ГП «Иматон»). Предложенная им техника мнемореабилитации показала себя как эффективный метод снятия симптомов перенесенного стресса и нейтрализации травмирующих переживаний и воспоминаний.

РАБОТА  С ЭВАКУИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ

Сразу после наводнения из Ленского и Томпонского улусов (районов) было эвакуировано в экстренном порядке в Якутск около 500 детей. Все они были размещены в санаториях и профилакториях города. Правительство республики создало все условия для лечения и отдыха, организовало большую культурную и развивающую программу (посещение музеев, театров, занятия в тренажерных залах, в компьютерных классах, участие в различных конкурсах и спортивных соревнованиях).
Кроме того, все дети прошли медицинское обследование и при необходимости лечение в Республиканском центре охраны материнства и детства. Для психологической реабилитации детей Министерством образования республики была собрана группа школьных психологов Якутска, которые, несмотря на свой отпуск, согласились помочь детям.
Группа из 14 психологов работала в санаториях и профилакториях три недели. Основными своими задачами психологи считали снятие посттравматического стресса у детей, снижение уровня тревожности, обучение навыкам релаксации, развитие коммуникативных способностей. Общее руководство работой осуществляла служба практической психологии Республиканского диагностико-реабилитационного и методического центра Министерства образования Республики Саха (Якутия).
В начале работы проводилась психологическая диагностика эмоционального состояния детей, определялся уровень тревожности и самооценки. Выяснилось, что уровень ситуативной тревожности у детей выше нормы, отмечалась эмоциональная нестабильность, что объясняется наличием посттравматического стресса, сменой привычной обстановки, разлукой с родителями. Одни дети, оказавшись в такой ситуации, испытывали страх и депрессию, другие попытались воспользоваться вседозволенностью и безнаказанностью.
Во время психологической реабилитации проводились тренинговые занятия по снятию страхов и агрессии, повышению коммуникативных умений. Большое внимание уделялось обучению навыкам конструктивного поведения и взаимодействия в среде сверстников, сплочению детей в группе, тренингу уверенности в себе. Использовались такие методы, как сказкотерапия, арт-терапия, где дети через рисунок выражали свои эмоции и переживания. Все занятия проводились в увлекательной игровой форме, и дети с большим интересом в них участвовали. Желающие поговорить с психологом по душам, поделиться своими проблемами, могли прийти в кабинет и всегда встретить здесь понимание и поддержку.
В результате дети стали намного спокойнее, уравновешеннее, меньше стали конфликтовать. Если раньше они делились на группы по месту проживания, то после работы с психологами сдружились, стали с пониманием относиться друг у другу. Дети начали раскрываться, принимать активное участие во всех занятиях и мероприятиях, которые для них проводились. Всем ребятам очень понравилось заниматься с психологами, многие не хотели с ними расставаться.

РАБОТА ВЫЕЗДНЫХ БРИГАД ПСИХОЛОГОВ

С целью оказания психологической помощи населению на местах, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) был организован выезд двух комплексных бригад психологов республики непосредственно в пострадавшие районы — Ленский и Томпонский улусы. В бригады вошли 11 психологов различных ведомств и министерств республики. Все специалисты — это высококвалифицированные психологи, имеющие опыт консультирования лиц, переживших экстремальную ситуацию (жертв насилия, участников военных действий и др.). Общую координацию осуществлял Центр социально-психологической поддержки молодежи при Министерстве по делам молодежи.
Первым и очень важным этапом в работе выездных бригад явилось информирование населения улусов о работе психологов, так как люди не имели представления о ее специфике и методах. Сразу по прибытии на место психологи через СМИ (телевидение, радио, газеты) рассказали об особенностях посттравматического стрессового расстройства, в общественных местах вывесили объявления о работе психологов, организовали запись по телефону.
Кроме того, психологи выступили с разъяснительными беседами в эвакопунктах, палаточных городках, на планерке в штабе по ликвидации последствий паводка, в трудовых коллективах. На встречах с населением проводилось анкетирование с целью выявления потребности в психологической помощи. В Томпонском улусе были распространены листовки-памятки о мерах самопомощи.
Хотя в начале работы у психологов были опасения, что население, занятое на работе и восстановлении своего жилья, не будет обращаться за помощью, оказалось, что существует острейшая потребность в психологической поддержке. всего за 10 дней работы психологами было дано более 300 индивидуальных консультаций.
Почти 30% обратившихся пришли по рекомендациям знакомых, которые уже получили психологическую помощь, что свидетельствует об эффективности работы специалистов. Основной формой деятельности психологов являлись индивидуальное консультирование, клиническая беседа, мнемореабилитация, обучение навыкам само- и взаимопомощи, эмпатическое слушание. В тех поселках, где были дети, проводились занятия по снятию страхов, арт-терапия, психогимнастика.
При анализе работы выяснилось, что чаще всего применялась методика мнемореабилитации, зарекомендовавшая себя как наиболее эффективный метод снятия симптомов посттравматического стресса. Все клиенты отмечали улучшение своего состояния, указывали на необходимость и своевременность оказания психологической помощи. Это подтверждается результатами тестирования по модифицированной методике САН.
В ситуации бедствия обострились ранее существовавшие личностные проблемы клиентов, вспыхнули внутрисемейные конфликты. Был отмечен всплеск алкоголизма как формы ухода от действительности. Люди находились в сильном эмоциональном напряжении, что проявилось в большом количестве аффективных реакций во время консультирования. Облегчение состояния отмечалось уже после первого сеанса, после нескольких сеансов наступало стойкое улучшение самочувствия.
Посттравматические расстройства имеют характерную динамику развития, и если пострадавшие своевременно не получают психологическую помощь, то в дальнейшем им приходится обращаться к врачам.
Отсюда можно сделать вывод, что психологическая реабилитация — это наиболее рациональный и экономичный вид помощи населению.

Татьяна МАРТЫНОВА,
заведующая службой практической психологии Республиканского
диагностико-реабилитационного
и методического центра

Eлена ПАВЛОВА,
психолог-консультант,
Республика Саха (Якутия)


Статья подготовлена при поддержке проекта «med-vedi.ru». Если Вы решили произвести санаторное лечение за границей, то оптимальным решением станет зайти на проект «med-vedi.ru». Санаторное лечение за границей-прекрасный способ поправить здоровье и посмотреть другие страны нашей немаленькой планеты. В проекте «med-vedi.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.