Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2001

ИГРОТЕКА

КАК ЗАКОНЧИТЬ СКАЗКУ?

В тренинге по сказкотерапии, проводимом для школьных психологов и учителей, большое внимание уделяется работе с такими сказками, которые являются метафорическим отражением конкретных проблем реальных людей.
Многим людям бывает значительно проще представить свои жизненные трудности в форме сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы укрывшись за безопасным щитом метафоры, чем изложить существо проблемы впрямую.
Психолог, работая вместе с клиентом над его сказкой, получает возможность также говорить метафорически, избегая «лобовых» советов и конкретных рецептов. Идеи психолога по построению сюжета сказки, по поиску необходимых средств решения проблем, высказанных в метафорической форме, имеют неоднозначный характер и допускают множество толкований. Следовательно, клиент сможет найти в них именно тот смысл, который нужен лично ему.
Однако совместной работе с клиентом (ребенком или взрослым) над его сказкой должна предшествовать специальная подготовка. Не следует думать, что сочинять терапевтические и психологические сказки — чрезвычайно легкое занятие. Для того чтобы научиться извлекать смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в поисках символического ее решения, полезно отработать эти навыки на тренинговых занятиях по сказкотерапии.
Одним из эффективных методов является продолжение зачинов сказок.
В приложении представлены образцы карточек, на которых записаны начала сказок. В них отражены реальные проблемы людей. Опишем некоторые из упражнений, в которых применяются эти карточки.
На тренинге эти упражнения применяются в такой же последовательности, как представлены здесь.

ПЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из стопки карточек ведущий наугад вынимает одну и зачитывает ее содержание. Участники группы записывают этот текст. Задачей игроков является следующее: за десять минут (подготовленной группе можно дать пять минут) сочинить продолжение сказочной истории. Оно должно содержать только пять предложений. Важное условие: сказка должна быть логичной, законченной и ее конец должен быть счастливым.
По завершении этой работы все сказки зачитываются и определяется лучшая.

ТРИ ВАРИАНТА

Группа разбивается на тройки, каждая из которых получает свою карточку с зачином сказки. Каждый из игроков за отведенные пятнадцать минут должен написать продолжение, в котором предлагался бы способ решения проблемы, заявленной в зачине. Участники каждой тройки зачитывают свой текст, а остальные игроки решают, какой из вариантов лучший.

ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ

Группа делится на подгруппы, состоящие из пяти человек. Наугад вытягивается карточка. Ведущий зачитывает текст. Каждая пятерка должна придумать продолжение сказки и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку — двадцать минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (1)

Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента.
Участники должны, во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что это за человек и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей клиента.
В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образа клиента лучше выслушивать после знакомства с созданной ими сказкой.
После того как каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (2)

Проводится аналогично предыдущему упражнению. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.

СКАЗОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (3)

Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый участник получает свою собственную сказку, с которой необходимо провести ту же работу, что и в двух предыдущих упражнениях.
После того как участник представил свою сказку и трактовку проблемы, остальные участники делятся мнениями, возможно, предлагают собственные способы завершения сказки.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКИ С ЗАЧИНАМИ СКАЗОК

Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...

Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то, и поэтому не получился из него хороший мастер...

К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но стоило описать в ней какое-нибудь придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли бы появиться на свет, если о них написать в Книге. Но Книга имела еще одну особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить — ни одной буквы...

Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал...

Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот однажды, когда он уже потерял надежду, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что — взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял...

Однажды маленький Жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» — спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте — в болоте, — сказала та. — И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо...

Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своих шуточек: подкладывал товарищам на стулья и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот...

В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва...

Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел...

Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила...

У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды...

Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал...

Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные...»

Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась — ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья — и сразу заболеешь...

Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце...

Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием — Большие Враки. Никак не ожидал он, что...