Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

ИГРОТЕКА

ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА

Игра для учащихся 1-го класса

Эта игра проводится во второй четверти учебного года с целью изучения особенностей адаптации детей к школе.
Основная задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом.
«Волшебная поляна» является по своей сути игровой оболочкой, наполнение которой определяется возрастными и индивидуальными особенностями участников, а также задачами, стоящими на данном этапе работы с классом.
Время, необходимое для проведения игры, — 1 час 20 минут.
Психологи и педагоги не включены в игру, они являются наблюдателями, так как наблюдение за игровым действием позволяет получить интересный диагностический материал.

Краткое содержание

Игра позволяет детям оказаться в лесу на волшебной поляне. Детям надо мысленно ее представить, обустроить и приспособить для себя и всей группы. Поляна будет такой, какой ее создадут дети. Правила взаимоотношений в новом необычном сообществе тоже будут зависеть только от тех, кто станет на этой полянке жить. Каждый выбирает по себе, но помнит, что он не один живет на этой прекрасной поляне.

Материалы

Несколько листов ватмана (в зависимости от количества участников), цветные карандаши или мелки, наборы детской посуды, разнообразные мягкие игрушки, куклы, машинки, конструкторы «Лего», большие куски светлой ткани, например простыни (по количеству участников), платки, цветные куски ткани, колокольчик, музыкальное сопровождение.

Условия проведения

Для проведения игры потребуется два помещения: в одном проходит разминка и погружение в игровую ситуацию (годится классная комната), а во втором разворачивается основное игровое действие (здесь можно использовать актовый зал или тренинговый кабинет).
Оптимальное количество участников от 10 до 20 человек.
Игру проводят ведущий и ассистент. Ассистировать психологу может педагог или воспитатель данного класса.

ХОД ИГРЫ

Игра-разминка «Угадай животное»

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Давайте поиграем в игру «Угадай животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать, каких животных вы будете изображать. Надо постараться сделать так, чтобы вы все изображали разных животных. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Дети высказывают свои предложения. Ведущий должен подвести их к выводу, что нужно договориться друг с другом о том, кто какое животное будет изображать.
Ведущий. Водящий выходит из класса, а вы в это время обсуждаете, кто какое животное изображает.
Ведущий в начале игры помогает детям выбирать животных и учит их договариваться. Затем участники осуществляют этот выбор самостоятельно. Нужно, чтобы все желающие побывали в роли водящего.
Ведущий. Вы очень хорошо справились с предложенной игрой, сумели точно изобразить многих животных. Как вы думаете, животным нравится жить в лесу? Почему?
Дети высказываются по очереди, почему животным нравится жить в лесу.

Игра «Дорога в волшебный лес»

Ведущий. Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но для того чтобы оказаться в лесу, нам надо совершить путешествие, во время которого будут встречаться различные препятствия. Их нужно преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь. Встаньте все в колонну по одному за... (называется имя ребенка; желательно, чтобы этот ребенок был бойким и сообразительным).
Ведущий. Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. вам встретятся различные препятствия, которые я буду называть. Задача водящего —
решить, как это препятствие преодолеть, сказать нам об этом и показать, как это можно сделать. Вы должны точно повторять его движения, преодолевая препятствие. По моему хлопку все останавливаются, водящий становится в хвост змейки. Следующим водящим будет тот, кто окажется первым в колонне.

В ходе этой игры дети передвигаются из класса во второе игровое помещение — зал или тренинговый кабинет. Если класс небольшой и все дети могут побывать в роли водящего, количество препятствий должно соответствовать числу участников игры. Во время игры можно использовать музыкальное сопровождение. Хорошо, если музыка будет подобрана в соответствии с преодолеваемым детьми препятствием.
Этот игровой этап заканчивается, когда дети входят в зал.

Татьяна АЗАРОВА,
психолог НОУ
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва

ОБЩАЯ СХЕМА ИГРЫ

ОБЩАЯ СХЕМА ИГРЫ

Окончание в №40

TopList