Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

РЕПОРТАЖ

ЖДЕМ ПЕРЕМЕН?

С 25 по 28 сентября в Самаре прошел научно-практический семинар «Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспективы развития». На этот семинар собрались ответственные за деятельность служб практической психологии в органах управления образованием субъектов Российской Федерации

Не ошибусь, если скажу, что, покидая Самару, участники семинара увезли с собой не только новый творческий импульс, но и вполне конкретные планы по совершенствованию работы психологической службы в своем регионе. А мероприятие было настолько необычным, что даже сложно определить его жанр. Можно сказать, что это была и хорошего уровня научно-практическая конференция, и совещание руководителей, и учеба, и обмен опытом.
Значимость семинара, на мой взгляд, состоит в том, что здесь определились основные направления развития психологии в образовании. Причем в отличие от многих аналогичных мероприятий (даже прошлогоднего совещания руководителей психологических служб в Москве) на самарской встрече преобладал деловой и конструктивный подход.
Правда, это не является показателем того, что проблемы уже решены. К сожалению, большинство из них осталось. Но само по себе отрадно, что от вечных российских терзаний и жалоб («Кто виноват?» и «Кто бы нам помог?») собравшиеся перешли к вполне конкретному решению насущных задач.
В большинстве регионов психологические службы отметили (или собираются отмечать) свое десятилетие. Эта дата подтолкнула психологов к тому, чтобы осмыслить сделанное, подвести итоги и наметить перспективы на будущее.
Многим будущее видится в интеграции российских психологических служб. Нужно построить управленческую вертикаль, которая дала бы возможность создать единую нормативно-правовую базу, качественное методическое обеспечение работы психологов в образовании, повышать их квалификацию.
Существенную помощь психологическим службам может оказать и использование возможностей сети Интернет, поскольку практически все региональные службы имеют выход в эту информационную систему.
Министерство образования России планирует проведение работы по созданию единого стандарта подготовки и аттестации психологов.
На май 2002 года намечено проведение Третьего съезда практических психологов системы образования. Там планируется обсудить многие важные теоретические и практические вопросы. «Школьный психолог» будет первым изданием, которое проинформирует читателей о начале подготовительной работы к этому важному мероприятию.

 

 

Ефим Яковлевич Коган
не представляет себе, как можно улучшить качество образования в Самарской области без сотрудничества с психологической службой
Ефим Яковлевич Коган

НИКТО НЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ ПО-СТАРОМУ!

Перед собравшимися в актовом зале Самарского института повышения квалификации и переподготовки кадров выступили представители психологической науки и практики. Многие из них более двадцати лет назад стояли у истоков создания психологической службы системы образования в нашей стране. Именно их выступления и задали общий конструктивный настрой семинару.
приветственное слово произнес «крестный отец» психологов региона, руководитель департамента науки и образования Администрации Самарской области, доктор физико-математических наук Е.Я. Коган.
Он рассматривает существование психологической службы как показатель демократизации общества: «Психологическая служба появилась тогда, когда возникла необходимость уважать личность». Основную задачу службы Ефим Яковлевич видит в том, чтобы она, работая в тесном контакте с управленческими структурами, давала ответы на вопросы, связанные с содержанием образовательного процесса. И главный среди этих вопросов — развивает ли система образования ребенка?
Сами психологи, по мнению руководителя департамента образования, должны быть минимально подчинены директорам школ. Часть психологов трудится в психологических центрах, которые подчиняются только местным органам образования.
Большие надежды возлагаются на психологов в связи с предстоящими изменениями содержания образования. А этот процесс видится Ефиму Яковлевичу неизбежным, поскольку и мир, и информационная среда вокруг нас кардинально изменились. Либеральная экономика расставила все на свои места. Неизменной осталась лишь школа. Именно психологическое сообщество должно либерализовать школу.
Сейчас главным в обучении должно стать не увеличение объема запоминаемой детьми информации, а приобретение навыков ее самостоятельного получения. Надо научить ребенка выбирать. При этом школа обязана дать детям и определенные знания, в частности — общую конструкцию мира. Но учебный процесс должен быть построен принципиально иначе, чем сейчас.
О насущных задачах психологической службы говорил начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования РФ И.М. Каманов. Несмотря на гуманизацию образования и увеличение числа специалистов, призванных оказывать помощь детям, родителям и педагогам, постоянно растет количество детей, нуждающихся в специальной помощи психологов, социальных педагогов, дефектологов.
Но многие психологические службы на местах не могут в полном объеме оказывать квалифицированную помощь. По мнению Игоря Михайловича, назрела необходимость реорганизации всей системы психологической службы. В частности, муниципальные психологические центры нужно передать в федеральное подчинение. Существующая сейчас раздробленность психологической службы приводит к тому, что на местах ощущается дефицит информационной поддержки, происходит дублирование работы в центрах различного подчинения, не хватает квалифицированных менеджеров образования.

wpe2B.jpg (10330 bytes)  

 

На круглых столах поднималось много самых неожиданных вопросов.
Хорошо, когда на них отвечает Ирина Владимировна Дубровина

«НИКАКОЙ СТРУКТУРЫ В ЦЕЛОМ НЕТ, А СОДЕРЖАНИЕ СОМНИТЕЛЬНО!»

Ход семинара был нарушен И.В. Дубровиной (заведующей лабораторией Психологического института РАО, доктором психологических наук). Ее выступление начиналось словами: «Никакой структуры в целом нет, а содержание сомнительно!»
Не отрицая того, что в отдельных регионах (в частности, в Самаре) существует хорошая психологическая служба, Ирина Владимировна убеждена, что в России в целом такой службы пока нет!
После Первого съезда практических психологов системы образования, который прошел в 1994 году, началась интенсивная работа по созданию службы. Следующий съезд состоялся через год. А после этого началось что-то похожее на застой. Менялись министры образования, а вместе с ними менялось и содержание деятельности психологической службы.
Для начала должен быть определен функционал практического психолога. Конечно, нельзя полностью регламентировать его деятельность, надо оставить простор для творчества. По мнению Ирины Владимировны, все положения и инструкции должны быть примерными и дорабатываться с учетом региональных условий.

wpe2D.jpg (9219 bytes)
Участники семинара имели возможность основательно изучить опыт Самарской психологической службы

ПРИЯТНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

После этого выступления все поднимающиеся на трибуну стали неожиданно (и приятно) отклоняться от намеченной ранее тематики. Ю.М. Забродин (заведующий кафедрой социальной психологии МГПУ, доктор психологических наук) отметил, что из опубликованной им 21 год назад в «Вопросах психологии» статьи о перспективах развития психологии в СССР актуальными, но нереализованными остались более 90% предложений!
Правда, теперь практических психологов на порядок больше, чем теоретиков, — происходит становление новой профессиональной области. Количество практических психологов на душу населения в нашей стране больше, чем в Германии! Практическая психология в системе образования должна иметь свое понимание профессионализма (как в общественном сознании, так и в сознании специалистов). Нужно также разработать документ, удостоверяющий соответствие специалиста минимальному стандарту.
К сожалению, среди практических психологов немало тех, кто профессионально непригоден к такого рода работе. Ведь главная задача психолога — увидеть проблемы другого человека его глазами. А данное качество присуще далеко не всем! Остро стоит проблема лицензирования психологического инструментария, коррекционных и развивающих программ.
Проректор по научной работе МГПИ, доктор психологических наук С.Б. Малых поднял вопрос о том, чем в первую очередь должна быть психология — искусством или технологией.
К сожалению, констатировал Сергей Борисович, 60% психологов имеют небольшой опыт работы, и было бы неправомерно требовать от них владения искусством психологии. Да и сама подготовка будущих специалистов, поставленная на поток, оставляет желать лучшего. Поэтому должны быть четкие технологии. Кроме этого, нужен единый план развития службы практической психологии в нашей стране.
Есть центры, которые не имеют четкого представления о том, зачем они существуют. Более того, они даже не заинтересованы в том, чтобы к ним шли клиенты.
Практики (М.М. Семаго, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО Минобразования России, кандидат психологических наук; С.Г. Косарецкий, заместитель директора научно-методического центра «ДАР», кандидат психологических наук; Т.Н. Клюева, директор Самарского регионального социопсихологического центра, кандидат психологических наук) полностью согласились с представителями науки.
Практические психологи внесли конкретные предложения, которые могли бы качественно изменить работу психологов в системе образования. Своим опытом участники поделились на круглых столах, которые состоялись на следующий день в различных учреждениях образования Самары и области.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Самарский региональный
социопсихологический центр
Тел.: (8462) 32-66-40