Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

НАШИ ДЕТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Переход детей на вторую ступень обучения (в 5-й класс) всегда сопряжен с падением у них успеваемости и появлением проблем в учебе. Причины этого связывают с трудностями социальной адаптации учащихся: вместо одной заботливой учительницы вдруг появляется много незнакомых, равнодушно-требовательных педагогов.
Последующее снижение успеваемости в 6–7-х классах обычно объясняется подростковым кризисом. В связи с этим школьные психологи особое внимание уделяют социально-психологическим аспектам профилактики дезадаптации. Разрабатываются и проводятся тренинги стабилизации эмоциональной сферы, снижения тревожности, развития волевой регуляции и коммуникативных навыков. Широко практикуется семейное консультирование, направленное на коррекцию и оптимизацию родительских установок, стилей воспитания и детско-родительских отношений. Проводится обучение учителей методам личностно-ориентированной педагогики.
Правда, многолетняя практическая работа в школе позволяет с уверенностью заключить, что основные проблемы, возникающие у учащихся 5–7-х классов, отнюдь не социально-психологические. Личные трудности подростков связаны непосредственно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть у него нарушается (а возможно, и разрушается) учебная деятельность.
Основной причиной нарушения учебной деятельности в средней школе становится дисгармоничность в развитии интеллектуальных способностей учащихся, в особенности — высших форм мышления. Такой результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и средней школы. Даже если начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребенок сможет без проблем продолжать учебу в средней школе.

БЕЗ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Основные задачи начальной школы: адаптировать ребенка к новому образу жизни, где ведущей деятельностью становится учебная, и сформировать у него начальные школьные навыки — научить читать, писать и считать. (Любые, даже самые современные, экспериментальные программы, несмотря на декларации, ничего принципиально иного не содержат.)
Обучение в начальной школе не предъявляет каких-то особых требований к интеллектуальному развитию детей. Для успешной учебы достаточно минимального речевого и психомоторного развития и простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована.
Недостатки развития мышления не играют особой роли при обучении в начальной школе. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне: ребенок может не различать частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использовать эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны.
Все эти особенности мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, пока ребенок пребывает в начальной школе. Здесь не ставятся специальные задачи по развитию понятийного мышления. Исключением является программа В.В. Давыдова (в ее «классическом» виде, а не в переработанных вариантах), в которой в качестве основной задачи выступает формирование понятийного и абстрактного мышления. И она эту задачу с успехом может решить.
Проблема состоит в том, что не каждый преподаватель умеет по этой программе работать. Для того чтобы разобраться в ней, учитель сам должен обладать развитым абстрактным мышлением, что для педагогов начальной школы — исключительная редкость.

ВЫУЧИТЬ НЕВОЗМОЖНО

Основная задача средней школы: ввести подростка в систему наук, ознакомить с основами научных знаний.
Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В основе этой структуры лежат понятия и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия.
Учащемуся средней школы, для того чтобы воспринять ту или иную науку, ее внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением. Операциональная система интеллектуальной деятельности должна находиться во взаимно однозначном соответствии с операциональной системой, используемой при изложении научных знаний.
Если это условие соблюдается, то подросток легко понимает то, что ему объясняют на уроках, и то, что он сам читает в учебниках и в других научных пособиях и книгах.
Если понятийное мышление у ребенка не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать излагаемую на уроках и в книгах информацию.
Однако никакую науку выучить невозможно. Если это не сразу становится очевидно при изучении таких предметов, как история, биология или география, то при изучении математики и физики возникает много трудностей. Поэтому у многих учащихся математика и физика довольно быстро переходят в разряд ненавистных предметов, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы нисколько не помогают решению задач. Обучение постепенно становится неполноценным, а по ряду предметов — и невозможным.

ПО ПУТИ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления ребенка. Как показал Л.С. Выготский, оно формируется в процессе обучения в том случае, если ребенку приходится овладевать научными понятиями, если его обучают этому в начальной школе.
Сегодня программы не только начальной школы, но и в значительной степени 5–6-го классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями.
Вспомним, как изменились за последние десять—пятнадцать лет программы 5–6-го классов. Началось с истории: вместо научного анализа развития общества дети получили «Историю в картинках». Потом вместо ботаники, с ее классификациями и систематизациями, появилось естествознание, или рассказы о природе. А далее и физику преобразовали в продолжение рассказов об окружающем мире.
Все больше учебных программ строится таким образом, чтобы ученик слушал, представлял и запоминал. По рекомендациям психологов, с учетом доминирования в детском возрасте наглядно-образных форм мышления, информацию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках». Избегаются схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего — теоретические обобщения.
Таким образом научные знания трансформируются в привычную для ребенка наглядно-образную форму. В этом случае ребенок интеллектуально как бы продолжает существовать в дошкольном детстве. Возможно, у него расширяется система представлений, но способы восприятия и переработки информации не совершенствуются. Если ребенок не овладевает понятийным мышлением в начальной школе, то у него закрепляются имеющиеся допонятийные формы, а время, когда еще возможно развитие такого мышления, уходит.
Происходит именно то, от чего предостерегал Л.С. Выготский: обучение ориентируется на завершенные циклы развития, плетется в его хвосте и потому ничего не может дать развитию. Только опережающее обучение, обращенное к незрелым функциям, опирающееся на несформированные процессы, как показал Л.С. Выготский, является двигателем психического развития ребенка.
Осуществляемая в настоящее время реформа начального образования (возвращение к четырехлетнему начальному обучению) не изменяет его по сути: оно остается таким же «описывающим и рассказывающим», только более растянутым во времени, снимающим излишнюю физическую нагрузку. Задачи формирования понятийного мышления по-прежнему не ставятся.

ТРИ СТУПЕНИ

Отсутствие каких-либо позитивных сдвигов в обучении во многом связано с тем, что психология мышления остается до сих пор в основном теоретической наукой и не имеет непосредственного выхода в педагогическую практику. Мало внимания уделяется основной задаче — выявлению операциональных характеристик мышления, «ответственных» за выполнение определенных видов учебной деятельности в рамках тех или иных предметов школьного цикла.
Наша почти 20-летняя работа позволила несколько продвинуться в этом направлении.
С уверенностью можно сказать, что понятийное мышление состоит как минимум из трех операций: 1) интуитивного выделения сущностного признака, 2) установления категориальной принадлежности, 3) формирования логической связи между явлениями.
Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.
При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может легко выполнить задание, когда ему дана инструкция или правило, каким надо руководствоваться, но оказывается беспомощным, если случается разбираться самому. Он легко пересказывает содержание параграфа (особенно по предметам гуманитарного цикла), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту.
Если не развита операция категоризации, может страдать грамотность, возникают проблемы с биологией, химией, иностранными языками.
Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сможет сформироваться абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.

КТО НАУЧИТ ДЕТЕЙ СООБРАЖАТЬ?

В процессе обучения в средней школе понятийное мышление может быть преобразовано из статичного, понимающего (номинативного) в динамичное, исследовательское (диалектичное), если у ребенка развит структурно-динамический компонент визуального интеллекта.
При развитом структурно-динамическом мышлении могут быть сформированы способности к естественным наукам (химии, биологии, медицине и пр.). Такое мышление лежит в основе и ряда частных интеллектуальных навыков, необходимых при обучении в старших классах. Развивается способность видеть закономерности, преобразовывать различные описания и числовые данные в таблицы в целях систематизации, лучшего понимания и запоминания. При развитом структурно-динамическом мышлении подросток легко усваивает способы графического выражения функциональных зависимостей с использованием координатных осей, который применяется в математическом анализе и математической физике.
В средней школе для решения задач в курсе физики, геометрии и тригонометрии, а также для выполнения работ на уроках черчения требуются специфичные интеллектуальные навыки, зависящие от развития пространственного мышления, которое формируется на базе развитого визуального интеллекта. Начальная школа не уделяет специального внимания его формированию, и если ребенок не увлекается конструированием, оно обычно оказывается не развито.
Статистика последних лет свидетельствует о прогрессивном снижении способности школьников к пространственному мышлению, то есть учащимся все труднее становится справляться с черчением, физикой, математикой.
Проведенные нами исследования в гимназиях с углубленным изучением иностранных языков и в музыкальной школе показали, что при усиленных нагрузках на аудиальную систему, которой характеризуется обучение в школах данного типа, визуальный интеллект не только останавливается в своем развитии, но часто и деградирует.
Нами разработана технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР).
Первая ступень ТООР — это диагностика определения готовности к школе.
Технология второй ступени (3–6-е классы) содержит специальные тесты для измерения всех необходимых для успешного обучения показателей, а также тесты для выявления и измерения тех операций, которые пока могут замещать и компенсировать недостатки развития основных механизмов мышления, то есть в течение некоторого времени обеспечивать сохранение хорошей успеваемости.
Третья ступень технологии направлена на оптимизацию развития, обучения и профессионального самоопределения учащихся 7–11-х классов.

Людмила ЯСЮКОВА,
кандидат психологических наук,
ведущий преподаватель
Института практической психологии «ИМАТОН»,
г. Санкт-Петербург