Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 

 

А. Анастази, С. Урбина
СПб.: Питер, 2001

 

Среди большого числа изданий по тестированию (диагностике, измерению способностей и т.п.) книга Анны Анастази и Сьюзан Урбины занимает особое место. Как отмечают авторы, «любой инструмент (а именно таковым является тест) может быть орудием, приносящим пользу или наносящим вред». Эта работа, которая по праву считается энциклопедией западной тестологии, вооружает психолога знаниями, которые помогут ему достойно справиться с профессиональными задачами.
В предисловии к русскому изданию сказано, что книга рекомендуется в качестве учебника начального уровня. С этим трудно согласиться, ибо для прочтения этого труда и его осмысления требуется достаточно высокий уровень знаний по психодиагностике.
Читатель, знакомый с тестированием по популярным брошюрам, будет разочарован: во-первых, чтение непростое, во-вторых, нет непосредственной связи с практикой.
В работе обсуждаются теоретические вопросы психологического тестирования: дается подробное, научно обоснованное изложение основных направлений, видов и принципов современного тестирования, рассказывается об истории создания тестов.
В книге пять частей.
Первые две посвящены общим вопросам тестирования — содержательной стороне современной тестологии, основным принципам построения тестов (обсуждаются нормы, надежность и валидность теста).
Последующие части имеют прикладной характер: в них рассматриваются типы тестов, а также области их применения.
На русском языке «Психологическое тестирование» А. Анастази издается второй раз. Первое вышло в 1982 году в издательстве «Педагогика» и давно стало библиографической редкостью. Однако новое издание — не точная копия предыдущего, а перевод последнего издания книги, увидевшего свет в соавторстве с С. Урбиной.
Последнее издание отражает современные тенденции развития психологического тестирования, связанные, прежде всего, с компьютеризацией нашей жизни.
Уникальность пособия состоит в том, что оно является полезным для широкого круга психологов. Если психологи со стажем с его помощью смогут систематизировать накопленные знания и сделать грамотные практические выводы, то начинающие — познакомиться с азами психодиагностики.
Авторы также затрагивают некоторые проблемы, которые недостаточно представлены в отечественной литературе. К таким проблемам можно отнести этические и социальные аспекты тестирования.
Данная работа необычна: это одновременно и учебник, и энциклопедия, и справочник, и открытая книга. Однако в какой бы роли она ни выступала, читать ее следует медленно, не забывая, что иллюзия очевидности — признак профессионально сделанного издания.

Марина СТЕПАНОВА