Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

Дж. Браун, Д. Кристенсен
Спб.: Питер, 2001

 

Я считаю эту книгу подарком всем, кто хочет разобраться в многообразии концепций и подходов к психологии семьи и семейной психотерапии. Эта книга — настоящий учебник, которого так не хватало до сих пор тем, кто хотел бы проникнуть в тайны семьи и понять, как с ней работать. Книга будет интересна и студентам, и уже практикующим опытным психотерапевтам.
Следуя системному подходу, авторы помогают нам объединить наиболее значительные направления семейной терапии в стройную систему, звенья которой определенным образом связаны друг с другом. Благодаря этому мы получаем целостное представление о семейной терапии и возможность оценить достоинства и недостатки каждого конкретного подхода. Становится очевидно, что семейная психотерапия сегодня —
это наука, у которой есть своя методология, свой понятийный аппарат, своя история, свои теоретические и практические направления.
Интегративный подход дает толчок целенаправленной творческой активности читателя, позволяет ему внедрить наиболее ценный опыт в собственную практику.
Структура книги — это классическая структура учебника. В первой части изложены теоретические основы системного подхода в семейной терапии. Я думаю, для школьного психолога весьма интересной будет глава, посвященная жизненному циклу семьи. Взгляд на школьные трудности детей сквозь призму концепции жизненного цикла семьи дает широкий простор для коррекции этих самых трудностей.
Во второй части авторы представляют нам основные теоретические подходы в семейной психотерапии, такие как структурный подход, стратегическая терапия, трансгенерационное и поведенческое направления. Все это классика семейной терапии.
Затем мы можем познакомиться с самыми новыми «постмодернистскими» направлениями.
Очень ценной для практикующих психологов может оказаться глава «Интегративный подход», где один конкретный случай анализируется с позиций всех изложенных концепций.
Третья часть книги посвящена семейной психотерапии как виду профессиональной деятельности. Конечно, социокультурный контекст, описанный в книге, — это далеко не наш, не российский контекст. И до мощной юридической базы психотерапевтической помощи нам еще далеко (закон-то до сих пор не принят!). И сто’ящих программ подготовки семейных терапевтов у нас не так много. Но зато есть чему учиться, есть куда двигаться.
Подкупает ясность и четкость изложения, присущая авторам.
Безусловным достоинством книги является и ее насыщенность примерами из практики, которые преподносятся не просто как описание случая, а как подробный анализ механизмов формирования определенной дисфункции.
Вероятно, доказательством достоинств этой книги может служить и тот факт, что это уже 3-е международное издание.
Однако есть некоторые претензии к отечественному варианту издания. Вероятно, было бы неплохо, если бы издатели перевод имен собственных привели в соответствие с принятым у нас. Так, например, Карл Витакер (Carl Whitaker) в предисловии назван Карлом Витикером, а М. Сельвини-Палаццоли (Mara Selvini-Palazzoli) — Палаззоли-Сельвини. Кроме того, удручает наличие опечаток в тексте: несолидно как-то для «Золотого фонда психотерапии».

Ольга ДИАНОВА