Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ОБРАЗ "Я"

Едва ли не впервые за четыре года своего существования «Школьный психолог» предлагает текст, предназначенный не для взрослых, а для детей. Точнее — для подростков и старшеклассников. Вы можете использовать его для проведения индивидуальных консультаций или групповых занятий, а также на уроках или факультативах психологии.

РЕДАКЦИЯ

В. Высоцкий

 Я НЕ ЛЮБЛЮ

Я не люблю фатального исхода,
от жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
когда весёлых песен не поют.

Я не люблю холодного цинизма,
в восторженность не верю, и ещё —
когда чужой мои читает письма,
заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
червей сомненья, почестей иглу,
или — когда всё время против шерсти,
или — когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
и коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,
нет жалости во мне, и неспроста:
я не люблю насилья и бессилья,
вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
и не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
тем более — когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены:
на них мильон меняют по рублю, —
пусть впереди большие перемены,
я это никогда не полюблю.

Образ «Я» — это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще — это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы.... Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.
В целом, образ «Я» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.
Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»: социальному, физическому или психологическому.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ СЕБЯ

Социальное «Я»

Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли. Играем — не значит «прикидываемся». Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» — это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте.
Мы проводим немало времени, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я». Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое «Я»

У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?...» Получается так: есть «Я» и есть физическое тело, в котором это «я» существует.
Конечно, все не так просто.
Наше «Я» не просто заключено в физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в приведенной стихотворной строчке содержится важная истина: каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии.

Психологическое «Я»

Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

САМОПРИНЯТИЕ

Образ внутреннего мира каждого из нас — уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других —
психологические, у третьих — физические. Важно еще отметить следующее: одни и те же характеристики могут входить в образ «Я» разных людей, но при этом эмоционально они их оценивают по-разному. Например, один человек охарактеризует себя как «улыбчивого и отходчивого» и испытает при этом внутреннее удовлетворение. А другой даст себе такую же характеристику и почувствует дискомфорт и раздражение.
Иначе говоря, человеку очень важно знать, из каких характеристик состоит его образ «Я», но не менее важно для него осознавать эмоциональную привлекательность этих характеристик.
Эмоционально положительная оценка своего «Я» означает самопринятие. Самопринятие может быть выражено такими словами: «Я нравлюсь себе», «Я себе симпатичен», «Во мне много хорошего, больше, чем недостатков» и т.д. Или просто: «Я — хороший». Хороший, несмотря на...
Самопринятие предполагает, что мы можем осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми чертами своего характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. И не надо путать самопринятие с некритичностью. Очень важно критически оценивать себя в различных ситуациях. Просто это не должно нам мешать хорошо к себе относиться.

САМООЦЕНКА

Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности и поступки — значит иметь зрелую (еще говорят — адекватную) самооценку.
Самооценка — это оценка себя (при сравнении с другими людьми) в некоторой системе координат. Ну действительно, можно ли судить о себе, насколько я добрый (добрая), не сравнивая свою доброту с добротой окружающих людей, не соотносясь с некоторым «эталоном» доброты? Насколько я умный? Насколько я физически сильный? Очень важно иметь зрелую, адекватную самооценку. Это помогает увидеть себя среди других людей, соотнести свои возможности с возможностями окружающих.
Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя обязательно нужно критиковать и находить всегда и во всем недостатки. Конечно, нет. Оценивая себя в соотношении с другими, важно объективно и непредвзято (то есть критично) посмотреть на самого себя.
Нужно уметь видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни «на полную катушку».
Нужно уметь видеть свои слабые стороны и... Что с ними делать? Если они действительно мешают жить, развиваться, строить отношения с окружающими людьми, то надо над собой работать. Это еще называется самовоспитанием. А если это некоторые черты нашей натуры, данные нам природой, доставшиеся от родителей, то их можно в себе просто признать: да, сейчас я такой.
И очень важно: критическая оценка самого себя не должна мешать человеку принимать себя, видеть свою индивидуальность и неповторимость, свою замечательную отличность от других.
«Я» социальное, физическое, психологическое, самооценка — все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира «в ширину», его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше «Я» имеет еще и свою «глубину». Рассмотрим ее.

ГЛУБИНЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Когда наши давние предки пытались понять устройство окружающего мира, они опирались на доступные им орудия познания. Прежде всего — собственные глаза, умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдаемого. А разве увидишь невооруженным глазом молекулы? Или космические тела? Звуковые волны? Вирусы? Описывая окружающий мир на основе непосредственного наблюдения, люди совершили множество мелких и крупных ошибок. Попытки исправить некоторые из них стоили жизни многим нашим великим предшественникам...
Наш внутренний мир столь же сложен, как и мир внешний. И далеко не все в нем доступно непосредственному самонаблюдению. По сути дела, самонаблюдению без каких-либо дополнительных усилий доступно то, что осознается человеком, а ведь есть еще неосознаваемая и бессознательная жизнь нашего «Я».
Итак, внутренний мир включает в себя как бы три уровня, три этажа:

— то, что осознается человеком;
— то, что происходит без осознавания, но при желании может быть человеком осознано;
— то, что происходит бессознательно.

Наша сознательная жизнь

Она очень богата. Каждое мгновение существования наполнено множеством осознаваемых нами явлений.
Через органы восприятия поступают образы внешнего мира: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные...Они складываются в текущую (существующую в данный момент) картину мира, которую мы вполне осознаем.
Мы осознаем свое внутреннее состояние, свои эмоции и переживания, свои мысли и желания. Конечно, какие-то состояния и явления мы осознаем отчетливее, какие-то несколько расплывчато, как бы не в фокусе. Хорошо осознается то, что в данный момент кажется наиболее значительным, важным (готовясь к старту, спортсмен допускает в сознание только то, что помогает ему настроиться на борьбу), или то, что обладает высокой интенсивностью: сильный раздражающий звук, головная или зубная боль, эмоция обиды на близкого человека.
В человеческом обществе очень ценится умение в нужные моменты ограничивать круг осознаваемых явлений, для того чтобы сосредоточиться на каком-то деле. Это называется сосредоточенностью, погружением в деятельность.
Но не менее ценно и обратное умение: способность жить с «широко раскрытыми глазами», впитывать в себя множество образов, осознавать разнообразные явления внешнего и внутреннего мира. Неразвитость этой способности приводит к тому, что человек живет практически во сне: погруженный в свои думы или «зациклившись» на своих переживаниях, он мало что осознает в происходящем вокруг и внутри него.

Неосознаваемые процессы

Это различные автоматизмы и стереотипы, действующие в тех или иных ситуациях. Они действуют как бы «за нас», на неосознаваемом уровне. Мы говорим в таких случаях: сорвалось с языка автоматически, вышло само собой, сделал по привычке.
Среди неосознаваемых процессов нашего внутреннего мира много таких, которые когда-то были выработаны нами сознательно, а затем стали привычкой, реакцией, доведенной до автоматизма. Так, умелый автомобилист в серьезной ситуации на дороге реагирует на неосознаваемом уровне. И если у него хорошие навыки вождения автомобиля, его автоматические реакции оказываются более быстрыми и правильными, чем его сознательная оценка ситуации. В голове еще только мелькнул вопрос: «Что делать?», а руки уже выполнили нужный маневр.
А если то, что автоматизировалось и стало неосознаваемой реакцией, не устраивает человека? Мешает общаться или успешно учиться? С этим можно справиться. Неосознаваемые процессы человек при желании может осознать и откорректировать. Для этого необходимо волевое усилие, работа ума, время, но это вполне доступно каждому. И если кто-то, в ответ на ваше возмущение по поводу нецензурной лексики, говорит, что у него это вошло в привычку и он ничего не может с этим поделать, не верьте. Неосознаваемые процессы внутреннего мира находятся под нашим контролем.

Бессознательная жизнь нашего «Я»

Это потаенные глубины внутреннего мира. В том, что они существуют, нет никаких сомнений. Например, страхи и желания, которым нет объяснения, но которые сильнее нас. Хорошо знакомый каждому эффект «дежавю». Удивительные всплески необъяснимой памяти, когда человек вдруг начинает говорить на давно умершем языке, обретает невиданные и несвойственные ему доселе способности. Верность традициям поколений, любовь к мифам и сказкам древности.
Среди философов и психологов существуют самые различные представления о природе бессознательного и о его значении в жизни человека. Приписываемая бессознательному роль кем-то возводится в абсолют, а кем-то весьма ограничивается.
Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего, информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Они возникли под воздействием внешних обстоятельств потому, что организму так было удобнее приспособиться к этим обстоятельствам. Наше «Я» он об этом, что называется, не спрашивал. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Мы просто так устроены.
Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Каким-то образом культура, традиции, ценности и даже стиль жизни наших предков передаются нам по наследству и влияют на нас. Мы не осознаем этой памяти, лишены возможности сказать: «Я точно помню, что у нас в роду было принято... (то-то и то-то)». Но в каком-то сложном, пока мало понятном для нас виде память рода, «культурная» память существует в бессознательном нашего внутреннего мира.
Наконец, в бессознательном «живут» переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. И он вытеснил, переместил их в бессознательное. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX века З. Фрейду. «Вытеснение» — это термин, который ввел этот ученый. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания. Но подобное избавление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека мучительные психические переживания — неврозы.
Основной путь избавления от таких недугов — осознание вытесненных переживаний, решение человеком своей психологической проблемы.
Так или иначе, мы выходим на констатацию того, что «главный» уровень внутреннего мира — сознательный. Именно здесь разворачивается психическая жизнь человека, доступная его пониманию, контролю, оценке и изменению. В свое время Сократ сказал: «Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой». Сильно сказано. Если вдуматься и вчувствоваться — очень верно.

ВНУТРЕННИЙ МИР И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Окружающий мир существует в пространстве и времени. Внутренний мир — тоже. Пространство, в котором разворачивается жизнь нашего «Я», мы рассмотрели. А время? Известно, что время в том трехмерном мире, в котором живет человечество, нельзя остановить, нельзя повернуть вспять или ускорить.
Распространимы ли эти законы на психологическое время человека? Конечно нет, и каждый из нас об этом знает не понаслышке. Это известно ему лично, из личного опыта.
«Мы знаем — время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его», — так писал С. Маршак. Психологическое время действительно растяжимо. Бывают минуты и дни особой психологической наполненности. Они пролетают быстро, но оставляют после себя замечательное чувство полноты и осмысленности существования. Бывают целые периоды в жизни, когда время тягостно тянется, но не оставляет после себя ничего, кроме чувства пустоты. Время невероятно растягивается в моменты ожидания.
Многие люди в зрелые и пожилые годы говорят о том, что время очень по-разному воспринимается в детстве, юношестве и взрослой жизни. Например, между 13 и 14 годами проходит как будто целая эпоха, а промежуток времени между 45 и 46 кажется мгновением, наполненным ежедневной суетой... Но это — не всеобщий психологический закон. Вокруг нас множество подростков, проживающих свои годы в однообразно-скучной повседневности, и множество пожилых и просто очень старых людей, живущих ярко, полноценно, осознающих каждый миг своего бытия.
Психологическое время не только течет по-другому. Оно еще умеет останавливаться, «застревать» и поворачивать вспять.
Три важных понятия описывают психологическое время человека: прошлое, настоящее и будущее. Для каждого из нас эти понятия имеют разное личное значение и эмоциональное звучание. Прошлое, настоящее и будущее присутствуют в нашей жизни постоянно. Живя в настоящем, мы строим планы, связанные с будущим, и сверяем их с прошлым опытом. Однако психологически, субъективно, в каждый момент времени мы живем в одном из этих времен.
Мы можем быть поглощены воспоминаниями, и тогда наша связь с настоящим ослабевает, а будущее вообще отступает.
Мы можем жить в мечтах о том, чего пока нет. В этом случае настоящее теряет свою ценность, превращается в мостик, связывающий «вчера» и «завтра».
И конечно же, мы можем жить в настоящем, относясь к прошлому с уважением и понимая, что от настоящего зависит наше «завтра».
Жить настоящим и жить сегодняшним, сиюминутным — это разные вещи.
Человек, живущий сегодняшним днем («Однова живем!», «Завтра хоть потоп!»), психологически зачеркивает свои личные «вчера» и «завтра», не думает о последствиях совершаемых поступков, не строит свою жизнь, а плывет по течению.
Человек, живущий настоящим, с уважением относится к каждой минуте своей жизни. Он понимает, что вся она состоит из кратких мгновений, которые мы либо наполняем, либо не наполняем смыслом существования.

СПОРНЫЙ ВОПРОС

«Возлюби ближнего своего, как самого себя», — было когда-то сказано Иисусом Христом и записано его последователями в Евангелии. И. Либман, разъясняя сущность библейской заповеди любви, советовал прочитывать ее следующим образом: «Если будешь правильно любить и доверять самому себе, то будешь любить своего ближнего и доверять ему». А одному из психиатров Нью-Йоркской психиатрической клиники принадлежит утверждение: «Если бы люди вместо ненависти к самим себе и уверенности в том, что они ни на что не годны, имели бы здоровую любовь к себе, если бы только они вместо презрения к слабости, смогли полюбить в себе детей, наша нагрузка уменьшилась бы наполовину».
Как же так? Разве любить себя сильнее и прежде других людей — не эгоизм, не презренное себялюбие, столь осуждаемое в нашем обществе? О чем они говорят, эти люди, что имеют в виду под «здоровой» и «правильной» любовью к себе?

САМОИССЛЕДОВАНИЕ

Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Но мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу.
Для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой Я?»
Здесь же ответьте на него... двадцать раз. (Сделайте это обязательно, иначе дальнейшее обсуждение будет как бы не про вас, чужим и непонятным. А при таком подходе изучение психологии теряет всяческий смысл!)
То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, — автопортрет вашего «Я». Поговорим о нем.
Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «ученик», а также образные выражения — метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот». Все их, даже самые оригинальные, можно объединить в три группы. Образ «Я» состоит из характеристик социального «Я», физического «Я» и психологического «Я». Вернитесь к началу, прочитайте еще раз о том, что такое социальное, физическое и психологическое «Я».
А теперь проанализируем ваш собственный автопортрет.
Сколько характеристик социального «Я» в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ.
Отвечая на вопрос «Кто я»?, вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т.д. Есть ли в вашем «Я»-образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они, по преимуществу, положительные. Сколько их, подсчитайте.
Доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рисковый... Русский язык невероятно богат словами, позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе?
Вернемся к списку из двадцати характеристик «Я» и выполним еще одну процедуру. Она поможет вам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриваться вами и как положительная, и как отрицательная.
Каких качеств в вашем «Я»-образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак: «+» или «–». Важно, чтобы это была ваша личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой.
Что же получилось в результате? Каких характеристик — положительных или отрицательных — больше в образе вашего «Я»?
Образ внутреннего мира — это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.
У кого-то образ «Я» в целом окрашен позитивными эмоциями, человек принимает свое «Я» (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего «Я». Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств.
Да, все мы разные. Но можно ли дать какой-то общий совет? Какой образ «Я» считать «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает «правильного» внутреннего мира. Но бывает гармоничное и негармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает такой образ «Я», в котором нашлось место всем трем видам характеристик без явного перекоса в сторону какого-либо одного из них и в котором больше эмоционально принимаемых характеристик.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ

(по Вирджинии Сатир)

Я — это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были — тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

Вопросы для обсуждения

  • Величайший английский философ и психолог У. Джеймс в свое время вывел следующую психологическую формулу: самоуважение = успех/притязания. Как бы вы могли ее объяснить?

  • Может ли человек по своему желанию менять свой образ «Я»?