ДОКУМЕНТЫ
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
практического психолога в системе образования
Принят на городской конференции
педагогов-психолгов города Пскова
1. Общие положения
1.1. Настоящий этический кодекс
практического психолога в системе образования (в
дальнейшем — Кодекс) является составной частью
Муниципального положения о службе практической
психологии в системе образования.
1.2. Кодекс упорядочивает вопросы
профессиональной этики педагога-психолога, что
подразумевает реализацию специфических
нравственных требований, норм поведения во
взаимоотношениях в профессиональной
деятельности.
1.3. Кодекс регулирует взаимодействие
педагога-психолога образовательного учреждения
с другими участниками учебно-воспитательного
процесса, определяет его отношение к
профессиональной деятельности и к собственным
профессионально значимым качествам.
1.4. Под участниками
учебно-воспитательного процесса (УВП)
понимаются:
— дети раннего и дошкольного возраста,
учащиеся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем
именуемые «ребенок»;
— родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние
братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны,
попечители и др.), в дальнейшем именуемые
«родители»;
— учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного
дня, специалисты, работающие с детьми (социальные
педагоги, логопеды и др.), педагоги
дополнительного образования, администрация
образовательных учреждений, в дальнейшем
именуемые «педагог».
1.5. Кодекс разработан на основе
Положения о службе практической психологии в
системе образования (проект 1995 г.), Международных
актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ
«Об образовании», федеральных законов, указов,
распоряжений Президента РФ, постановлений и
распоряжений Правительства РФ и решений
региональных и муниципальных органов управления
образованием.
1.6. Кодекс является документом,
открытым для ознакомления для всех участников
учебно-воспитательного процесса (детьми,
родителями, педагогами). Педагог-психолог не
только не препятствует их желанию изучить
кодекс, но и стремится максимально информировать
участников УВП о его содержании.
1.7. Следование кодексу или
пренебрежение им учитывается при определении
уровня квалификации педагога-психолога.
1.8. Изменения и дополнения в кодекс
могут вноситься по инициативе как отдельных
практических психологов системы образования,
так и психологических служб образовательных
учреждений; изменения и дополнения утверждаются
общественными профессиональными объединениями.
2. Правила взаимодействия
педагога-психолога с участниками
учебно-воспитательного процесса
2.1. Общие правила
Проявлять искреннюю
заинтересованность, доброжелательность по
отношению к участнику УВП; уметь располагать к
общению, вызывать интерес и желание
сотрудничать.
Строить свою работу на взаимном доверии и
уважении личности участника УВП, независимо от
его возраста, социального статуса и др.
Проявлять веру в успех, в способность взрослого
или ребенка справиться с ситуацией, проблемой,
поддерживать веру в его собственные силы.
Относиться к любой проблеме взрослого или
ребенка как к объективно существующей.
Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации,
быть беспристрастным в анализе событий.
Быть корректным в процессе получения информации,
осторожно ее использовать, соблюдать принцип
конфиденциальности.
Быть ответственным за выполнении взятых на себя
обязательств.
Формировать адекватное представление о работе
практического психолога, областях его
деятельности и компетентности.
2.2. Правила взаимодействия
педагога-психолога с ребенком
Видеть индивидуальность ребенка,
принимать его таким, какой он есть.
Налаживать общение с ребенком на уровне,
адекватном его возрастным и личностным
особенностям.
Давать рекомендации ребенку в корректной и
доступной для него форме, причем рекомендации
должны быть выполнимы.
Проводить индивидуальную психологическую
работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей,
кроме случаев обращения самого ребенка или при
угрозе его здоровью (физическому и/или
психическому).
Производить ознакомление третьих лиц с
информацией, полученной в рамках
профессионального общения с ребенком
(результатами диагностики и т.д.), с согласия
самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При
этом доводятся до сведения не результаты
диагностики отдельного ребенка, а выводы и
рекомендации.
Учить ребенка принимать свои индивидуальные
особенности, использовать их для достижения
собственных целей.
2.3. Правила взаимодействия
педагога-психолога с родителями
Помогать родителям в защите прав
ребенка и его личностного достоинства, при
необходимости информировать их о существующих
правах ребенка и путях их соблюдения.
Создавать у родителей мотивацию сотрудничества
с психологом.
Способствовать повышению родительской
компетентности и активизации родительского
потенциала для решения проблем ребенка.
Запрашивать информацию о внутреннем мире
родителей и их взаимоотношениях только в той
мере, в какой это необходимо для осуществления
психологического сопровождения развития
ребенка.
В случае необходимости передачи информации,
полученной в рамках профессионального общения с
родителями (результатами диагностики
и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия
родителей, за исключением случаев, когда
нераспространение этих сведений может нанести
вред здоровью (физическому и/или психическому) их
или ребенка.
2.4. Правила взаимодействия
педагога-психолога с педагогами
Помогать педагогам в защите прав
ребенка и его личного достоинства.
Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в
общении с педагогами.
Следить за новыми научно-практическими
разработками в области педагогики с целью
достижения наибольшего взаимопонимания при
работе с педагогами.
В случае необходимости передачи информации,
полученной в рамках профессионального общения с
педагогом (результатами диагностики и т.д.),
третьему лицу (в том числе и администрации),
делать это с согласия педагога. Администрации и
педагогам информация предоставляется либо в
обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и
предложений.
Содействовать профессиональной эффективности и
личностной успешности педагога.
3. Требования к профессиональным качествам
психолога
3.1. Правила профессионального
самоотношения
Анализировать свое физическое и
психическое состояние в процессе
профессиональной деятельности.
Стремиться к здоровому образу жизни, в частности
соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать
оптимальную работоспособность.
Дозировать эмоциональную нагрузку,
противостоять манипулированию, то есть быть
готовым к психологической защите.
Использовать профессиональное общение как один
из способов повышения квалификации и как
средство психогигиены.
Регулировать объем своей работы в соответствии с
нормативами профессиональной деятельности и
своим психофизическим состоянием.
Быть готовым к решению собственных проблем, в том
числе при необходимости обращаться к другим
специалистам (психологу, психотерапевту,
психиатру).
Использовать общественные объединения
психологов для защиты профессиональных прав и
интересов.
3.2. Качества, способствующие
профессиональной эффективности деятельности
педагога-психолога
Социально-психологическая
компетентность как способность эффективно
взаимодействовать с окружающими людьми в
системе межличностных отношений, как умение
ориентироваться в социальных ситуациях,
правильно определять личностные особенности и
эмоциональное состояние других людей, выбирать
адекватные способы обращения с ними и
реализовывать эти способы в процессе
взаимодействия.
Способность к индивидуализации как умение
различать индивидуальные черты личности и в
соответствии с ними изменять процесс
взаимодействия (например, при модификации
коррекционно-развивающих программ).
Эмпатия как способность к сочувствию,
сопереживанию другим людям, к пониманию их
состояния, как готовность оказать им посильную
помощь (предполагает определение возможных
путей выхода).
Способность к саморегуляции как умение
управлять собственным эмоциональным состоянием
и мобилизовывать психические функции.
Рефлексия как способность осознавать
собственные потребности и мотивы, анализировать
свои мысли, чувства и поступки, как способность к
самопознанию.
Толерантность как стрессоустойчивость, как
отсутствие или ослабление реагирования на
неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке,
самообладании).
Эрудиция как общая информированность о
различных областях жизнедеятельности общества и
человека.
3.3. Факторы, препятствующие
профессиональной эффективности деятельности
педагога-психолога
Низкий уровень мотивации труда,
отсутствие осознания своей профессиональной
миссии.
Недостаточная выраженность профессионально
значимых качеств (см. п. 3.2.).
Отстраненность и неумение воздействовать на
участников образовательного процесса.
Неумение выбрать оптимальную зону
профессионального приложения.
Стереотипность в работе, привязанность к одному
подходу, категоричность.
Оценочное отношение к личности и точкам зрения.
Стремление к самоутверждению посредством
клиента.
Неадекватное видение своих прямых действий и их
результатов.
Отсутствие потребности в самореализации,
саморазвитии.