Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ

Эта методика может быть использована психологом при проведении групповых занятий с подростками.
Предлагаемые упражнения и информация помогут учащимся приблизиться к пониманию некоторых важных особенностей общения между людьми.

Задание
«РАССМОТРИ КАРТИНУ»

Ведущий предлагает пяти—шести участникам выйти за дверь. Остальные делятся на две группы: первая группа (5—6 человек) будет рассматривать картину, вторая группа (5—6 человек) будет наблюдать за игрой.
Тем, кто остался, показывается любая картина. Их задача — максимально запомнить детали картины, чтобы потом описать ее одному из вышедших людей.
Затем картину прячут.
Те, кто рассматривал картину, описывают ее первому вошедшему человеку, затем тот — второму и т.д.
Последний вошедший рассказывает о картине всем.
Затем у наблюдателей спрашивают, что различного они заметили в описании картины разными людьми. Выясняется, почему это произошло.
В конце игры предъявляется картина. Все сравнивают свое описание с ее реальным содержанием.

Задание
«ПЕРЕДАЧА ИНСТРУКЦИИ»

Выбираются два эксперта и капитан команды, остальные выходят за дверь.

Инструкция для капитана

Я сейчас расскажу тебе, как должен будет действовать последний вошедший человек. Ты же эту инструкцию передашь тому участнику, который войдет в комнату первым. Он передаст ее второму вошедшему и т.д.
Итак, всех участников надо расставить по вторым буквам их полных имен (фамилий). Если вторые буквы одинаковы, то по третьим и т.д. (например, Алина — Дмитрий — Анна).

Задача экспертов — отмечать, как передается инструкция и какие допускаются ошибки.
Возможные ошибки: расставляют имена, а не людей; допускаются ошибки в самой расстановке; теряется информация из инструкции.
В конце игры следует сделать вывод об искажении информации (даже при передаче инструкции «слово в слово» кто-то понял, например, что имена расставляются по первым буквам).

БАЙКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАТМЕНИИ

Капитан отдает распоряжение адъютанту:
«Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут понаблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, оставьте людей в казарме».
Адъютант — дежурному сержанту:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
Дежурный сержант — дежурному капралу:
«Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение на плацу. Капитан даст необходимые пояснения насчет этого редкого явления в казарме, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
Дежурный капрал — солдатам:
«Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».

Примерные вопросы для обсуждения

Далее ведущий обсуждает с подростками, почему так часто случается, что люди не понимают друг друга.
Почему возникают барьеры непонимания?
Всегда ли люди хотят понять собеседника?
Нередко участники разговора хотят достичь взаимопонимания, но и в этом случае не всегда понимают друг друга. Почему так происходит?

Информация для учащихся

Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания и побуждения неверно воспринимаются собеседником. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды и защитные сооружения на пути общения.
Проходя через эти барьеры, наши слова частично застревают в них, частично изменяются до неузнаваемости, частично теряются совсем. Между тем (хотя и редко) бывают такие ситуации, когда путь для общения открыт и достигается полное взаимопонимание.
От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и что, собственно, они защищают?
В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.
Эти изменения могут требовать решительной перестройки всего внутреннего мира человека, подорвать его веру в себя, вынудить к несвойственным ему действиям. Естественно, что каждый готов твердо и решительно защищаться от такой чреватой последствиями информации.

Одно из объяснений причин возникновения барьеров непонимания было предложено психологом
Б.Ф. Поршневым. Изучая истоки человеческого общения, он пришел к выводу, что речь изначально была способом внушения (или суггестии), которое основывалось на безоговорочном доверии. Именно защита от внушения, а значит, и от доверия, является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации.
Давайте с вами сейчас поговорим о трех видах защиты: избегании, авторитете и непонимании.

Избегание источников воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором сообщение становится невозможным, — наиболее кардинальный способ защиты.
Со стороны это очень заметно — человек невнимателен, пропускает слова мимо ушей, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.
Человек нередко стремится уклониться от определенных ситуаций, таких, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия. Например, если зритель в кино закрывает глаза «на страшных местах», он делает попытку избежать эмоционально тяжелой информации.
Преодоление этого вида защиты включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

Авторитет. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым («яйца курицу не учат»). Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются, они зависят от того, кто говорит.
Известно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему.
Так, в одном из классических экспериментов одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям — владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому. Наибольшим доверием пользовался ученый, так как он казался наименее заинтересованным.
Основным механизмом воздействия на собеседника является создание у него чувства общности — чувства «мы». Поэтому тот, кто хочет убедить, должен в первую очередь демонстрировать общность интересов и целей со слушателями, показывать, что он «свой». Таким образом, следует учитывать, насколько слушающий соотносит говорящего с собой, насколько считает его своим, представителем своей общности. Это является наиболее важным условием преодоления любого барьера.
Следует отметить, что довольно часто для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника. Упоминание о значимости и ценности для вас его мнения разобьет много преград на пути взаимопонимания.

Непонимание. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить от людей, которым мы в целом доверяем. Тогда защитой будет непонимание самого сообщения.
Можно выделить следующие уровни непонимания: семантический, стилистический и фонетический.
Семантический барьер является следствием несовпадения словарного запаса разных людей, то есть люди вкладывают разный смысл в одни и те же термины и понятия. В силу того что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Конечно, в любом случае каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, чуть-чуть новый смысл, отличный от того, который вкладывает в свои слова говорящий. Однако важно, чтобы это «чуть-чуть» не превращалось в «совсем».
Классический пример такого непонимания описан в байке о солнечном затмении, которую вы только что услышали.
Мы постоянно недооцениваем разницу словарных запасов. Следует говорить либо максимально просто, либо заранее договариваться о значении ключевых терминов. Именно так происходит в общении с детьми — единственной категории партнеров, о которой мы точно знаем, что они все понимают не так, как мы.
Стилистический барьер. Стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию.
Стилистический уровень непонимания можно проиллюстрировать таким примером. Представьте, что мнение ученого о «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина изложено следующим образом: «Показ Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте».
Автор данного высказывания определенным образом структурировал содержание сказки, причем сделал это так, что его почти невозможно уловить (хотя оно нам известно).
Следовательно, для преодоления стилистического барьера нам необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию.
Для этого, например, можно заключить сообщения в «рамку». Рамку в общении создают начало и конец разговора. Они лучше всего запоминаются, поэтому самую суть сообщения лучше всего располагать именно в этой «рамке».

Фонетический уровень непонимания проявляется тогда, когда с нами говорят на непонятном языке, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или несоответствующие контексту жесты, когда жестикуляция слишком быстрая. Иногда фонетический барьер используется сознательно. Например, когда врачи не хотят, чтобы больной понял их, они говорят на латыни.
Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д.
Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя. Но, конечно, важно просто не забывать о существовании этого барьера. Практически у каждого человека хватит опыта и знаний, чтобы его преодолеть.
Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану — при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все подступы к человеку. Во многих случаях сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты — ложная тревога и, как следствие, отключение сигнализации.
Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, если ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается. Например, использование «плохих» аргументов дискредитирует в общем очень важную мысль.
Система защиты работает в автоматическом режиме, она как бы встроена в человека, является частью его и обычно им не осознается.
Противоположной ситуацией является «отключение» защиты. Например, любящие люди понимают друг друга с полуслова или вообще без слов.
Огромной эффективностью воздействия одного человека на другого обладает гипноз. Гипноз возможен только при условии полного доверия гипнотизируемого, даже можно сказать — при условии его веры в гипнотизера. Естественно, все внешние барьеры в такой ситуации не работают и влияние гипнотизера невероятно велико.
Далее ведущий может предложить участникам привести собственные примеры непонимания в общении из-за тех или иных барьеров.
Ведущий также может предложить разыграть наиболее интересные ситуации, обсудить, какие барьеры мешали общению и как участники игры пытались их преодолеть.

Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.