Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПОПРОБУЙ ИСПУГАТЬСЯ!

Продолжаем цикл статей Ольги ХУХЛАЕВОЙ. Далее рассматриваются игровые методы коррекции нарушений психологического здоровья у детей младшего школьного возраста. Начало см. №№ 40, 41, 2001 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ЗАЩИТНОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ

Ребенку необходимо предоставлять возможность для отреагирования агрессии. Способами отреагирования могут явиться смех, рисование.
Следует специально обучать детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного).
Дети, проявляющие защитную агрессивность, как правило, обладают экстернальным локусом контроля, то есть склонны причины трудностей искать во внешних обстоятельствах, а не в себе. Поэтому педагогам следует содействовать интернализации локуса контроля этих детей, то есть учить их принимать на себя ответственность за свои действия.
Поскольку эти дети не умеют сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей (любая задержка непереносима), необходимо специально обращать внимание на их обучение умению подождать. Например, если ребенок хочет первым ответить, то нужно попросить его подождать. Кроме того, такие дети не имеют привычки задумываться над последствиями своих поступков, поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения.
С ребенком полезно обсуждать причины, вызвавшие агрессивные действия и его последствия.
У ребенка следует учить сочувствовать другим детям и взрослым, ставить его в ситуацию оказания помощи окружающим.
Чаще всего такие дети имеют неустойчивый образ «Я», поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление «Я».
Важное значение в работе с такими детьми приобретает умение педагога устанавливать с ними отношения доверия. Это может значительно снизить внутреннее напряжение у детей, тем самым способствовать снижению их агрессивности.
Эти дети часто отличаются честолюбием и стремлением к общественному признанию. Поэтому для них полезно создавать условия соревновательности. А для направления активности в позитивное русло давать им ответственные поручения, например, следить за чистотой доски.
Кроме того, необходимо учитывать стремление детей к лидерству и возможность перерастания этого стремления в отрицательное лидерство. Поэтому необходимо иметь в виду, что для агрессивных детей роли лидера очень полезны, но только в том случае, если педагог сумеет подобрать ребенку конкретную область лидерства и поможет ему осуществить свои устремления.
Взрослым нужно помнить, что резкое подавление агрессивности, строгие наказания могут привести к закреплению агрессивного поведения. Склонный к суровому наказанию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивного поведения. А известно, что дети, часто наблюдающие агрессивное поведение значимых взрослых, перенимают их форму поведения.
Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в его отсутствие, эти импульсы выплескиваются.
Отсутствие всяких наказаний приводит также к закреплению агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача — сделать оптимальный выбор способов разумного подавления агрессивности. Ребенку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом его было появление у ребенка чувства вины, но не страха и враждебности к наказующему.
Общая логика работы педагога может быть следующей:

— давать ребенку возможность для проявления гнева;
— развивать рефлексию агрессивного поведения и самоконтроль;
— давать возможность для проявления и принятия чувства страха;
— формировать доверие к окружающему миру.

ШКОЛА ПУГАНИЯ

Цели

  • Дать ребенку возможность для отреагирования агрессивных чувств.

  • Развивать рефлексию агрессивного поведения.

  • Обучать контролю над своими действиями в агрессивных ситуациях.

  • Отреагировать чувство страха.

Во вступительном слове ведущий предлагает детям поступить в необычную школу — школу пугания. На уроках в этой школе учащиеся учатся по-разному пугать друг друга.

Урок 1. Испугаем по-разному

Ребенок придумывает различные способы того, как можно испугать человека, взрослый записывает их. Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети говорят, что это может быть крик, громкий стук, страшные слова, страшный смех, страшное лицо, страшная картинка.
После этого взрослый дает ребенку задание попробовать испугать взрослого тем или иным способом из составленного списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы.
При этом взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы он точно выполнял предложенное задание, например, испугать только лицом или только криком, не меняя выражения лица.
Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т.п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случает ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.
В конце урока ведущий договаривается с ребенком, что все «изученное» в нашей школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребенок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада.
Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением ребенка. Можно предложить ему удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко издает, чтобы привлечь к ним внимание ребенка.

Пример. Петя (6 лет, повышенная агрессивность, страх внешней агрессии, высокая активность) предлагает и разыгрывает такие способы пуганья: крик, неожиданность, стук, бросить скелет, посадить в мешок, сказать страшные слова, страшно смеяться, сделать страшное лицо, показать страшные картинки.

Урок 2. Что-то очень страшное

Ребенку предлагается нарисовать что-то такое страшное, чего бы он и сам испугался. Затем ребенок вспоминает способы, какими можно испугать человека, и показывает их (пугает ведущего) в темной или затемненной комнате.

Пример. Петя говорит: «Сначала я нарисую хранилище мертвых. Это могилы. Я там был и видел настоящего ужаса — ужаса смерти. Смерть — это когда кого-то убивают. Нарисую еще грозу, потому что это — тоже страшно. Если ты в темноте останешься играть, то такое случится по-настоящему. В квартире еще страшнее. Я лежал в постели как-то и видел глаза Фредди Крюгера. Он меня чуть не схватил. Я взял пистолет настоящий и еле-еле отбился. Он умер, а потом ожил из мертвых. Только я от него убежал».

Урок 3. Страшная маска

Ребенку предлагается «нарисовать» маску какого-либо страшного персонажа. При это нужно использовать маленькие кусочки пластилина. Ведущий следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов (где он живет, что он любит и т.п.) побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже.
Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа. Обращается также внимание на то, как изображен рот и средства агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.), свидетельства агрессии (кровь).
После того как маска готова, ребенок примеряет ее на себя, рассматривает себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого-либо. А затем самому немного попугаться. В этом случае маску надевает ведущий.

Пример. Петя решил создать маску Фредди Крюгера. Рассказывает: «Он живет в одном месте, где ужасы живут». Показывает, как он хохочет. Делает ему клыки. Сообщает, что Фредди Крюгеры бывают и среди людей, только их сразу не заметишь. Потом делает ему еще и шипы, чтобы он мог защищаться от полиции. Добавляет, что Фредди Крюгер иногда приходит в дом ночью, когда люди спят. Очень тихо подкрадывается и вонзается когтями прямо в живот.

Урок 4. Страшная рука

Ребенку предлагается с помощью пластилина изобразить на бумаге руку страшного персонажа. Для этого ребенок сначала обводит свою руку, затем обмазывает ее пластилином. Ребенку дается задание — рука должна выглядеть очень-очень страшной.

Пример. Шура (6 лет, агрессивность, страхи): «Ух, какая страшная рука получилась. Когти какие. Надо еще красным пластилином, чтоб кровь было видно».

Урок 5. Страшный рисунок на полу

Для этого урока необходим кусок обоев или бумаги размером не меньше, чем рост ребенка.
Ведущий предлагает ребенку нарисовать страшного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит его контуры.
Затем ребенок и взрослый раскрашивают контур так, чтобы он был похож на выбранный ребенком образ страшного персонажа. Если на предыдущих занятиях ребенок рисовал красками или пластилином страшную маску, то можно сразу же положить ее на контур.

Пример. Шура: «Это будет Крюгер (приятно, когда вы меня обводите). Я даже знаю историю про него — ему нравится есть детей. Это его самое главное дело жизни».

Урок 6. Страшный кукольный театр

На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру изготовленного на прошлом занятии страшного персонажа, затем ребенку предлагается устроить кукольный театр.
Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной) — это ширма. Сверху раскладывают страшного персонажа. Ведущий (зритель) хлопает, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т.п.
Потом ведущий и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а ведущий — страшным персонажем.
При этом ведущий видоизменяет рассказ ребенка следующим образом.
Страшный персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его.
Ребенок расколдовывает страшного персонажа, а потом опять идет за ширму и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый расколдовывает страшного героя и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от нерасколдованных ужасов.

Пример. Шура: «Он пришел домой, выпил таблетку и превратился в ужас. Это ведьма такая была, она разносила таблетки. Все думали, что она добрая. А она была злая. Все пили эти таблетки и превращались в ужасы».

Ольга ХУХЛАЕВА
кандидат психологических наук

TopList