Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 

 

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина
М.: Генезис, 2000

 

Надо сказать, что название книги как нельзя лучше отражает ее содержание. В книге есть четыре основных раздела, каждый из которых посвящен работе с той или иной категорией проблемных детей.
Сразу же следует отметить, что раздел, посвященный программе «Сообщество», явно выпадает из контекста брошюры. Для чего он? Для рекламы еще одного проекта? Для того чтобы сказать, что это «единственная в России программа непрерывного образования»? Но мы прекрасно знаем много не менее интересных программ.
В начале каждой главы дается информация о возможном происхождении исследуемой проблемы. Далее идет описание наиболее типичного поведения ребенка с анализируемой проблемой, предлагаются некоторые способы выявления таких детей (схемы наблюдения или анкеты). Даются также советы по работе с ребенком и его родителями на примере конкретных случаев из практики.
Информация этой части предельно проста, можно сказать, разжевана и доступна родителям, начинающим воспитателям и педагогам. Но за счет упрощения иногда теряется научная достоверность материала.
Эта книга, впрочем, как и многие другие, имеет недостаток: нигде не указывается возраст детей, для которых даются те или иные рекомендации. Только по тому, идет ли речь о детском саде или школе, можно приблизительно догадаться о возрасте ребенка. Но специалистам ведь ясно, что гиперактивность, тревожность, агрессивность и аутизм в разном возрасте имеют совершенно разные проявления.
Также непонятно, в какой последовательности и как долго нужно использовать те или иные методы работы, игры или упражнения. Все в одной куче. Неизвестно, нужно ли давать задания именно в той последовательности, в какой они приведены в книге, или это можно делать как-то по-другому.
В то же время предлагаемые авторами игры и занятия с детьми достаточно интересны, оригинальны и даже могут стать основой действительно профессиональной работы.
Наиболее полезными являются представленные в каждой главе правила работы с проблемным ребенком (собственно «Шпаргалки»). Вот это прямо для родителей! Все понятно и кратко.
Одна из глав посвящена анализу рисунков детей. Здесь делаются грамотные и потому осторожные обобщения относительно специфики развития графической деятельности у детей с гиперактивностью, высокой тревожностью, агрессивными тенденциями и аутичными особенностями.
На наш взгляд, наиболее трудной для написания явилась глава, посвященная проблемам аутичных детей. Это вполне объяснимо: сама группа детей с аутичными проявлениями крайне неоднородна, а это, в свою очередь, затрудняет создание «портрета» аутичного ребенка и, соответственно, выбор методов, способов и средств психокоррекционной работы.
С нашей точки зрения, «Шпаргалка» — это хорошая, мягко и достаточно тщательно написанная книга, но... она представляет интерес только для родителей и начинающих специалистов.

Наталья СЕМАГО