Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЕТОДЫ ПИКТОГРАММ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕМЕТОДЫ ПИКТОГРАММ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

 

Б.Г. Херсонский
СПб.: Сенсор, 2000

 

Среди большого числа практических пособий найдется немного таких, где научная обоснованность рекомендаций сочеталась бы с описанием путей их конкретного приложения. В данном издании все это есть. Практические психологи, и в частности психологи образования, найдут здесь, с одной стороны, теоретическое обоснование графических методов исследования, к которым относится пиктограмма, а с другой — основные направления анализа и интерпретации полученных экспериментальных данных.
Автор книги останавливается на истории метода пиктограммы, описывает технику исследования, однако главная его заслуга видится в подробном описании основных критериев, по которым проводится оценка выполненных заданий.
По мнению Б.Г. Херсонского, составление заключения на основании пиктограммы предполагает прежде всего анализ выбранного испытуемым образа. Процесс такого выбора сложен. Одного критерия для того, чтобы установить истинно психологическое значение того или иного образа, недостаточно. Именно поэтому при классификации образов пиктограммы учитывается несколько факторов. Изложение сопровождается многочисленными примерами.
При этом в книге убедительно проводится мысль о больших диагностических возможностях пиктограммы, которая применяется не только для исследования памяти, мышления, ассоциаций, но и личности человека в целом.
Метод пиктограммы был предложен в 30-е годы А.Р. Лурия, далее активно разрабатывался отечественными патопсихологами, а книга Б.Г. Херсонского содержит качественный анализ данного метода. Проводя такой анализ, автор опирался на полученные в последнее время данные психологов и психиатров. Причем в книге не только обобщаются накопленные данные, но и предлагается принципиально новое понимание возможностей метода пиктограммы. Как пишет в предисловии научный редактор, «автор разработал тестовый проективный интерпретационный подход к анализу результатов исследования с помощью методики «Пиктограмма». Вместе с тем сам автор не считает свою работу законченной и планирует ее продолжать.
В пособии анализируются пиктограммы как психически здоровых людей, так и больных, страдающих различными отклонениями в развитии.
Несомненный теоретический и практический интерес представляет попытка автора соотнести метод пиктограммы с другими методами исследования, в частности с тестом Роршаха и рисуночными тестами.
Пиктограммы детей не представлены, но несмотря на это данная книга может быть рекомендована детским практическим психологам, так как основные принципы анализа пиктограммы остаются верными и для детей.
Единственное пожелание потенциальным читателям: кажущаяся простота метода не должна создавать иллюзии легкости его применения. Интерпретация полученных данных требует большой, кропотливой работы.

Марина СТЕПАНОВА