Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. См. №№ 41, 42, 43, 2000 г., 3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47 /2001 г.

ЗАНЯТИЕ 20

УЧИМСЯ ОБОЩАТЬ И НАХОДИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Задачи

Развивать логическое мышление.
Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Материалы

Рабочие тетради; кукла или цветное изображение профессора Мышление; набор из 16—20 картинок с изображениями предметов, растений и животных — для каждой пары детей; листы в прозрачных файлах с заданием «Найди закономерность и выбери фигуру» — для каждой пары детей (см. приложение).

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Прочисти мозги»

Его описание см. в занятии 19.

2. Работа по теме

Проверка домашнего задания

Психолог. Назовите сходства и различия между вертолетом и стрекозой, тигром и котом, сосной и березой. Какие различия между ними, на ваш взгляд, самые существенные?
Психолог помогает детям найти как можно больше сходств и различий между этими предметами, просит записать их в рабочую тетрадь. Психолог выясняет, что же было легче найти — сходства или различия.

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Подумайте сами или призовите на помощь профессора Мышление (психолог показывает куклу или цветное изображение) и скажите: что нужно уметь делать, чтобы быть умными? Подсказка: вспомните, какие умения помогали вам справиться со сложными заданиями в конкурсах на предыдущих занятиях.
Психолог слушает ответы детей и подводит их к выводу о том, что необходимо уметь разбираться в свойствах предметов. Здесь нужно напомнить детям задание «Назови все свойства предмета» (см. занятие 17), конкурс «Знаток свойств предметов» (см. занятие 18), сегодняшнее домашнее задание и задание «Назови сходства и различия» (см. занятие 17), конкурс «Что имеет то же свойство?» (см. занятие 18), задание «Вопрошайка» (см. занятие 19 и домашнее задание к занятию 17).
На доске можно зафиксировать перечень умений и попросить детей вспомнить задания, в которых им пригодились эти умения.
Психолог. Профессор Мышление (психолог показывает куклу или цветное изображение) считает: чтобы быть умным, необходимо уметь также обобщать и находить закономерности. Сегодня на занятии мы будем учиться обобщать и находить закономерности.
Упражнение «Распредели по группам» (из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса. Москва, Видное, 1998, с. 47)
Психолог. В этом задании вам нужно распределить картинки (психолог раздает наборы картинок) по группам, согласно общим свойствам предметов, изображенных на этих картинках. После этого каждой группе нужно дать свое название и записать его в рабочую тетрадь.
Психолог обращает внимание детей на то, что можно группировать картинки по разным признакам, поэтому количество групп, их названия могут быть различными. При анализе этих признаков психолог делает акцент на существенных.

Задание «Сделай вывод»

Психолог. Я буду говорить сейчас фразы, а вы хором (на счет «три-четыре») их повторять.
Я решаю сложную задачу. Три-четыре.
(Дети повторяют вместе с психологом.)
Я нахожу выход из трудной ситуации. Три-четыре. (Дети повторяют вместе с психологом.)
Я разгадываю загадки, кроссворды. Три-четыре. (Дети повторяют вместе с психологом.)
Все это я могу, потому что я умею... (что делать?)
Завершите фразу самостоятельно.

(Ответы детей: думать, мыслить.)
Психолог. А теперь нужно выполнить более сложное задание: я буду говорить несколько слов, а вы после их прослушивания должны назвать их одним словом и записать его в рабочей тетради.
Итак, назови одним словом следующие слова — соображать, понимать, размышлять, рассуждать, решать.
(Правильный ответ: думать, мыслить.)
А теперь другие слова — представлять, придумывать новое, сочинять, изобретать, мечтать.
(Правильный ответ: фантазировать, воображать.)
Последняя группа слов — радоваться, огорчаться, бояться, удивляться, обижаться, злиться.
(Правильный ответ: чувствовать, переживать.)

Задание «Найди закономерность и выбери фигуру» (Колмогорова Л.С., Грязнова Н.С. Альбом моих успехов. М., 1998, с. 9—11)

Психолог. В этом задании (психолог раздает детям листы, см. приложение) вы должны внимательно рассмотреть фигуры, расположенные в восьми квадратиках по определенным правилам. Один квадратик — пустой. Необходимо обнаружить это правило и согласно ему выбрать из шести предложенных фигур наиболее подходящую для пустого квадратика. Итак, какая фигура должна стоять в пустом квадратике и почему?
Дети выполняют задание.

Задание «Продолжи последовательность»

Психолог. В этом задании вам также понадобится умение находить закономерности. На доске написан ряд чисел, которые следуют друг за другом согласно определенному правилу. Этот ряд не завершен. Необходимо обнаружить это правило и продолжить ряд.

10, 20, 30, 40, ... (50, 60)
2, 4, 6, 8, ... (10, 12)
3, 6, 12, 24, ... (48, 96)
24, 20, 16, 12, ... (8, 4)
1, 2, 3, 5, ... (8, 13)

Психолог помогает детям обнаружить правило и подобрать числа, не нарушающие последовательность.

3. Подведение итогов

Психолог. Теперь, я думаю, вы сможете ответить на следующие вопросы:

— Какие два умения необходимы были нам на сегодняшнем занятии?
— Каким умениям мы научились на предыдущих занятиях?
— Продолжите фразу: «Я умею думать и размышлять. Это значит, я могу... (что делать?)»

Фразу следует написать на доске и там же фиксировать ответы детей.

4. Домашнее задание

Психолог. Напишите в рабочей тетради как можно больше названий предметов, которые обладают сразу тремя свойствами — являются яркими, вкусными, круглыми.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического образовательного центра,
г. Видное,
Московская область
Тел.: (095) 541-63-33 541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ


К ЗАДАНИЮ "НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ВЫБЕРИ ФИГУРУ"


Продолжение следует

TopList