Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2002

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ:
планирование жизненного пути

Активизирующая игра для старшеклассников

Мы предлагаем несколько вариантов этой игры:
— упрощенный вариант для микрогруппы, состоящей из 3–4 человек;
— вариант для микрогруппы, состоящей из 5–6 человек («Защита профессии перед родителями»);
— вариант для работы с классом.

Во всех вариантах игры организуется специальная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свой профессиональный и жизненный путь под наблюдением психолога. Естественно, не следует переоценивать реальную помощь подростков друг другу в самоопределении при проведении подобных игровых процедур: главное предназначение данной методики — формирование у подростков готовности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и умения делать обоснованный выбор.

Упрощенный вариант для микрогруппы (3—4 человека)

Игру нужно проводить после уроков в отдельной комнате (классе). Этот вариант игры может занять по времени 1,5–2 часа. Игра рассчитана на учащихся 9–11 классов.

Этапы игры

Первый этап. Группе из 3–4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1–2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы.
Участники распределяют роли. Ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «учащегося». Каждый «учащийся» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора.
Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора и нередко дают не совсем удачные рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Но ему важно сдержать эти порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.
Вмешательство ведущего оправдано в следующих случаях:
— игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;
— кто-либо из участников (особенно игрок в роли «профконсультанта») уверенно дает совершенно неприемлемые рекомендации, а другие искренне с ним соглашаются;
— участники сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.);
— участники слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;
— некоторые участники ведут себя слишком активно, а другие занимают откровенно пассивную позицию (заметим, что такое распределение активности — показатель низкой эффективности игры);
— участники явно начинают дурачиться.
Задача ведущего на первом этапе — создать такую ситуацию, чтобы школьники поняли сложность настоящей профконсультации и сами обратились за помощью.

Второй этап. Через некоторое время подростки, как правило, сами обращаются за помощью к ведущему. Они интересуются, как лучше и правильнее организовать консультационную беседу.
Прежде всего, ведущий может подсказать, какие вопросы следует задавать «консультируемому». Среди них могут быть такие: какие у ученика планы на будущее, какую профессию он выбрал и куда собирается поступать, как он себе представляет возможные трудности, как собирается их преодолевать и т.п.
В основу консультационной беседы можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е.А. Климовым: наличие личного профессионального плана, учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнения родителей и сверстников, сведения о престижности выбираемой профессии и места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда.
Распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «учащийся», «родитель» и «профконсультанты» должны вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные советы должны давать только «консультанты».

Третий этап. Каждый высказывает свои пожелания «учащемуся», а он либо соглашается с ними, либо нет. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, то есть ведущий должен следить за тем, чтобы высказывания и обоснования участников были не столько эмоциональными и интуитивными, сколько разумными.
Далее участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят быстрее и организованнее.

Вариант для микрогруппы (5—6 человек)

В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра «Защита профессии перед родителями», а может быть органично включен в игру «Профконсультация». В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

Этапы игры

Первый этап. Сначала игроки распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант может занять больше времени, чем первоначальный (см. выше).

Второй этап. Перед этим этапом проводится небольшая подготовка. Отдельно готовится к игре «семья» («учащийся» и его «родители») и отдельно «профконсультанты».
«Члены семьи» сами определяют, в чем заключаются разногласия между «учащимся» его «родителями». При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто возражают против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант). При этом может случиться, что и родители не могут прийти к общему мнению о том, что делать их «ребенку» после окончания школы.
Ведущий помогает «профконсультантам» подготовиться к игре: подсказывает, какие вопросы нужно задавать «клиентам», на что обращать внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.

Третий этап. «Семья» кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Участники должны обозначить свои основные позиции и высказать главные аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап должен занимать не более 10 минут.

Четвертый этап. все садятся за общий стол и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, отвечают на них, обсуждают возникающие проблемы, спорят, обосновывая свою точку зрения.
С одной стороны, ведущий должен не допускать хаоса, неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, ведущий должен постоянно активизировать участников и даже провоцировать их на высказывание разных точек зрения. Ни в коем случае он не должен брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращаться в единственного (или в единственно правильного) «профконсультанта».
В ходе такого разговора выявляются различные проблемы «семьи», например: лень «ребенка», его увлечение курением или даже наркотиками. В этой ситуации дети часто говорят о тех проблемах, которые их реально волнуют. Если психологу удается «раскрутить» участников на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков, возникшей при проведении данной методики. Но эта игра направлена на профессиональное самоопределение, поэтому ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели — помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.

Пятый этап. В заключение подводятся итоги: каждый участник по очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам «учащийся» высказывает свое отношение к этим рекомендациям.
Далее выбирается новый «учащийся» и игра повторяется.

Вариант для работы с классом

Данный вариант позволяет охватить гораздо больше участников, чем предыдущие варианты игры «Профконсультация». Однако в этом случае качество (обстоятельность) бесед и обсуждений будет намного скромнее.
Этот вариант занимает по времени один урок (хотя возможно и некоторое увеличение времени в зависимости от школьного расписания).

Этапы игры

Первый этап. Все участники делятся на пары (возможно разделение на команды по три человека — особенно когда в классе нечетное количество учеников).

Второй этап. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а кто-то — «профконсультантом».

Третий этап. Ведущий знакомит всех участников с общей схемой разговора. «Профконсультанты» будут задавать «учащемуся» вопросы, а он кратко отвечать на них. Желательно эти вопросы написать на доске:

1. Какую профессию собирается выбрать «учащийся»?
2. Куда он собирается поступать после школы?
3. Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели? Как он собирается преодолевать эти трудности?
4. Как собирается готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение?
5. Есть ли у него резервный вариант выбора?

Четвертый этап. Каждый участник на отдельном листочке бумаги рисует таблицу, в которой он должен отражать итоги беседы (см. табл. 1). Если вопросы записаны на доске, то в таблице в графе «Вопросы» можно поставить только их номера.

Пятый этап. В течение 7–10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу вопросы и отвечая на них.

Шестой этап. Ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консультанту» оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает ответы «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной шкале. После этого участники показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.

Седьмой этап. «консультант» дает советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда поступать, как готовиться к поступлению, какой резервный вариант является наиболее оптимальным...

Восьмой этап. И «консультант», и «учащийся» отдельно оценивают в своей таблице (см. табл. 1), насколько эти советы-рекомендации оказались удачными. Для этого также используется условная 10-балльная шкала.
После этого игроки заново распределяют роли и игра возобновляется. Перераспределение лучше всего проводить по команде ведущего где-то в середине урока (для этого он заблаговременно несколько раз напоминает участникам, когда произойдет такой обмен ролями).

Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук


Таблица 1. Пример заполненного бланка

Вопросы

Я консультирую...
(указать, кого именно — Ф.И.О.)

Я — учащийся...
(указать Ф.И.О.)

Мои оценки ответов «учащегося»

Мои оценки собственных pекомендаций   «учащемуся»

Оценки моих собственных ответов

Оценки рекомендаций «консультанта»

1. Какую профессию собирается выбрать «учащийся»?

3

5

5

3

2. Куда он собирается поступать после школы?

5

5

7

4

3. Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели?
Как он собирается преодолевать эти трудности?

5

6

7

3

4. Как собирается готовиться к профессии и поступлению
в профессиональное учебное заведение?

2

4

4

4

5. Есть ли у него резервный вариант выбора?

8

8

10

5


ПРИЛОЖЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ «СОВЕТЧИК»

Данное упражнение представляет собой специально организованную упрощенную процедуру групповой экспертной оценки с элементами игры.
Цель упражнения — получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с классом, но более эффективно она проходит в группе, состоящей из 12–15 человек.
Время проведения — от 15 до 25 минут.

1

Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.

2

Листочки кладут вертикально и делят на три равные колонки, то есть делают бланк (см. табл. 2).

3

Каждый участник записывает на своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были записаны в одном и том же порядке у всех участников.

4

Всем участникам дается такое задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) написать наиболее подходящие для данного человека профессии и учебные заведения, которые можно было бы ему порекомендовать. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7–10 минут.

5

Ведущий собирает листочки и подводит итоги.
Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Затем зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того как прочитаны все рекомендации для первого по списку учащегося, ведущий переходит ко второму и затем к последующим.

При подведении итогов ведущий может посоветовать учащимся повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то, может быть, пометить для себя в тетради. По нашему опыту, в среднем 5–7 человек обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это подростки-девушки).
К сожалению, при проведении этого упражнения возможны глупые шутки, когда кто-то «рекомендует» своим товарищам «туалеты чистить» и т.п. Ведущий просто это не зачитывает.
Если все же окажется, что кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, сделанные для него, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу. Нужно предложить этому учащемуся после урока самому посмотреть на советы, которые дали ему товарищи. Признаемся, что у нас пока таких случаев не было, но они вполне во
зможны.

Таблица 2. Образец бланка

Ф.И.О. учащихся

Рекомендуемая профессия (в строго определенном порядке и по номерам)

Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   

6.

   

7... и т.д.