Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Рэй Бёрк, Рон Херрон СПб.: ИД «Весь», Father Flanagans Boys Home, 2001

Это книга о воспитательной системе, разработанной в США в начале ХХ века священником отцом Эдвардом Дж. Фланаганом в рамках программы «Гелз-Бойз Таун». Изначально программа была ориентирована на сирот и беспризорников. Позже на ее основе была создана организация, включающая не только приюты и семейные дома, но и больницы, телефоны доверия и учебные программы для родителей «трудных детей» и профессионалов.
Авторы программы уверены, что в воспитании детей нужно опираться на две вещи — на «голову» и на «сердце». Это означает, что родители должны владеть эффективными методами воспитания и безусловно любить детей. Цель этой книги — обучить родителей необходимым навыкам.
Книга состоит из 18 глав, каждая из которых посвящена определенному навыку воспитания.
Так, например, авторы доступно и лаконично объясняют, зачем нужны ясность и конкретность в общении с ребенком, почему невозможно добиться эффекта, заявляя ребенку: «Ну-ка соберись! Перестань безобразничать! Будь умницей!»
Формируя у ребенка желательное поведение, следует опираться на положительные и отрицательные последствия. Первые — это похвала и награда. Вторые — кратковременная отмена привилегий, дополнительные домашние обязанности.
Очень актуальна для нас, как мне кажется, глава «Сохраняйте спокойствие». Вспомнилось, как несколько дней назад на семинаре по семейной психотерапии наша коллега из Германии была шокирована фразой матери, обращенной к дочери: «Я тебя убью!» Она всерьез подумала, что девочке грозит жестокая расправа. Наши же терапевты понимали, что мать просто очень злится и так выражает злость.
Много внимания уделено обучению родителей самоконтролю и принятию решений. Для этого предлагается подробная пошаговая схема. В качестве эффективного способа обучения описываются графики и договоры, которые заключаются между детьми и родителями.
Например, родители хотят, чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашние задания, а он любит получать призы (возможность лечь спать попозже, пригласить друга в гости, сходить с мамой в парк и т.п.). И тогда родители и ребенок заключают договор, согласно которому выполнение домашних заданий вознаграждается призами, выбранными ребенком.
В книге рассказывается о том, как помочь ребенку наладить отношения с окружающими и сформировать у него социальные навыки: как принимать отказ, как сохранять спокойствие, как выражать несогласие, как просить прощения, как сказать «нет» друзьям и т.д.
Очень интересна последняя глава, посвященная тому, как помочь ребенку достичь успехов в учебе. Советы очень просты и конкретны. Они по силам любому родителю, при условии, что он проявляет любовь и терпение и не жалеет сил и времени на помощь своему ребенку.
Книга, безусловно, заслуживает внимания психологов и родителей. В основе ее — многолетний опыт работы с «трудными» детьми и результаты специальных исследований. Одним из достоинств книги является и обилие жизненных примеров.
Было бы неплохо, если бы профессиональный психолог взял на себя труд организовать обучение родителей приемам, описанным в книге. Мне, например, после ее прочтения вполне понятна структура такого родительского тренинга.

Ольга ДИАНОВА