Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2002

ГИЛЬДИЯ

ПРОКЛАДЫВАЯ СВОЙ ПУТЬ

Сколько направлений насчитывает деятельность «среднего» школьного психолога? Как правило, заниматься такой статистикой, находясь в непрерывном потоке школьной жизни, нам недосуг. Но мы все-таки вместе с психологами других частных школ Москвы провели этакую своеобразную ревизию собственной деятельности. В том числе составили список основных направлений работы (см. внизу на этой странице). Он получился более чем внушительный. Я привожу его полностью, хотя очевидно, что там есть и направления, скажем так, «классические», и направления «нетрадиционные», работающие на специфические цели той и или иной школы.

СЛОВО И ДЕЛО

Предлагаю вам, уважаемые читатели, прочесть этот список с карандашом в руках: вычеркивайте то, что не входит в круг ваших школьных дел.
Вернее, попробуйте хоть что-нибудь вычеркнуть — вряд ли получится. За каждой строкой — множество конкретных видов деятельности, требующих от психолога самых разных профессиональных умений и развития разных личностных качеств. Например, направление, скромно и лаконично именуемое «Обучение и просвещение школьников, родителей и педагогов». Одно оно легко может занять все рабочее и, заодно, внерабочее время школьного психолога!
Вот такие мы «многостаночники». Не от этого ли многие наши профессиональные беды?
Как я уже говорила, вопросов возникает множество. Два из них, как мне представляется, самые важные.
Первый: как выбрать приоритетные направления работы? Что считать важным и что второстепенным? Очевидно, что такое самоопределение психолог не может осуществить сам по себе. Выбор в пользу того или иного направления должен лишь частично вытекать из личных интересов психолога, а в значительной мере — из целей и актуальных образовательных задач школы.
Второй вопрос: как успеть психологу сделать то, что он считает нужным?
Остановимся на рассмотрении второго вопроса. Итак, КАК? Если внимательно посмотреть вокруг себя, проанализировать опыт коллег, то мы убедимся: есть по крайней мере четыре способа организации психологической работы
в школе. И все они представлены в нашей российской школьной действительности.

ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО

Так образно можно назвать первый способ. Психолог пытается поспевать за всеми событиями, происходящими в школе, профессионально реагировать на них, соответствовать всем предъявляемым ему ожиданиям: работать сразу и со всеми.
У психолога есть некоторый примерный план (опять же составленный на основе различных запросов и собственных профессиональных интересов), но соблюсти его крайне трудно, так как приходится постоянно вносить коррективы.
Каждый, кто «плавал» в школьном море, знает: оно бескрайнее и непредсказуемое, штилей на нем практически не бывает, штормов — сколько угодно. Если психолог искренне и добросовестно относится к своим профессиональным обязанностям, но в качестве плавательного средства им избрано парусное суденышко, управляемое школьными ветрами, он почти наверняка утонет в море проблем. По крайней мере, так нахлебается воды, что долго будет держаться мелководья, а то и вовсе береговой линии.
Вот такая морская метафора получилась.
«Лоскутное одеяло» — это тот принцип организации профессиональной работы в школе, с которого начинает большинство психологов (и я тоже так начинала). Многие быстро убеждаются в неэффективности такого подхода и крайней его опасности для собственного эмоционального состояния, поэтому начинают подыскивать себе более управляемое «плавсредство».
Но, увы, не все. Многим самостоятельно так и не удается осознать причину своей неудовлетворенности работой, и она перестает быть в радость... Или они вовсе уходят от нее. Беда не только в личном поражении. Окружающие люди тоже получают определенный урок: «Вот был у нас психолог в школе... Чем занимался? Непонятно... тесты какие-то мудреные проводил с нами и с детьми, на педсоветах слова умные говорил. Ушел он из школы».

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЗАКАЗ

Представьте себе: психолог приходит в школу, администрация которой кое-что знает о практической психологии. Сейчас такая ситуация уже не выглядит столь фантастичной, как лет десять назад. Многие директора и завучи повышают свой профессиональный уровень на различных курсах, получают дипломы менеджеров, что, конечно же, позволяет им лучше понять суть психологической работы в школе и, что очень-очень важно, сформулировать для своего психолога конкретный запрос.
Многим психологам такая ситуация кажется весьма привлекательной (особенно тем, кто до сих пор плавает под парусом). Действительно, в ней много преимуществ по сравнению с «лоскутным одеялом». Директор (или завуч) является непосредственным заказчиком психолога, он видит смысл его работы, так или иначе транслирует это педагогическому и родительскому коллективам. Психолог чувствует и свою защищенность, и свою значимость.
Однако... Да, есть веское «однако»: административные заказы почти всегда специфичны. Они родом из управленческой логики, которая может серьезно отличаться от логики психологической. Я уже не говорю о ценностях, которые лежат в основе такого заказа... Они могут просто противоречить ценностям гуманистической психологической практики.
Второй способ организации работы, будучи преобладающим, превращает школьного психолога в «заказного» специалиста. Это не хорошо и не плохо. Это определяет его деятельность и его профессиональное самосознание. И очень важно это понимать.

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Напомню: проект — это целостная практическая деятельность, направленная на достижение оптимальным путем заранее спланированного результата. И одновременно проект — это результат такой деятельности.
Суть проектного подхода заключается в том, что психолог исследует образовательную среду, являющуюся полем его деятельности, выявляет наиболее острые проблемы и перспективные «точки роста» в этой среде. На основе этого исследования он создает проекты, направленные на решение этих проблем или осуществление перспектив.
Эти проекты могут быть разной временной продолжительности, разной направленности и «энергоемкости». Каждый проект «раскладывается» психологом на этапы, составные части, в результате чего рождается план психологической работы в школе на четверть, полугодие, учебный год. Результаты проектной деятельности обязательно анализируются, и выносится вердикт: была ли работа успешной, нуждается ли она в продолжении, есть ли перспективы развития данного проекта.
Так, в проектном режиме может начинаться работа по созданию системы психолого-педагогической преемственности обучения детей в начальной и средней школе, профориентационная работа в старшей школе, неделя психологии и т.д. и т.п.
По сути дела, проектным путем пытаются идти те психологические службы (школьного уровня и выше), которые начинают свою деятельность с серьезных и масштабных мониторингов. Та или иная проблема сначала исследуется, затем превращается в задачу профессиональной деятельности, ложится в основу проекта.
Иногда, правда, происходит грустная подмена: мониторинги становятся самоцелью. Они съедают львиную долю времени психолога, а результаты этих мониторингов из года в год ложатся в пухлые папки отчета, и никаких проектов...
Высший пилотаж — психолого-педагогические проекты. Они работают на решение комплексных образовательных задач и реализуются всеми школьными специалистами. Такие проекты иногда даже становятся традиционными, то есть переходят из разряда «одноразовых» в систему работы школы. Им на смену могут приходить новые проекты...

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ЦИКЛОВ

Многие читатели «Школьного психолога» с этим способом работы уже знакомы. Этот способ предполагает, что психолог (вместе с администрацией и педагогическим коллективом) выделяет ряд учебных параллелей, с которыми в течение года проводится систематическая работа. Принципы выделения таких параллелей могут быть различными: наличие возрастных трудностей, закономерных педагогических кризисов, актуальных проблем, возникающих с конкретными классами, особых образовательных задач у данной школы.
Сопровождающая работа начинается с диагностики, которая проходит в два этапа: диагностический минимум и углубленная диагностика (с отдельными учащимися по необходимости).
Затем подготавливается и проводится психолого-педагогический консилиум, на котором составляются портреты учащихся (обобщенные и конкретные — отдельных учеников) и вырабатывается стратегия работы с параллелью, классом, отдельными детьми. По результатам консилиума и педагоги, и администрация, и психолог реализуют свою часть работы.
Психологическая часть этой деятельности объемна, но содержательно понятна: консультирование родителей и педагогов, развивающая и консультативная работа с детьми, просветительская или обучающая работа, выполнение диспетчерских обязанностей. Психолог знает, каковы особенности данных детей и как с ними в данное время работают другие специалисты, поэтому он осмысленно ставит перед собой собственные профессиональные задачи.
Сопровождающие циклы в плане работы психолога разделяются по времени, хотя на определенных этапах они неизбежно накладываются друг на друга, и в этом нет ничего страшного. В остальных учебных параллелях разворачивается только «скоропомощная» работа, возможно — психологическое обучение школьников.
Может быть, ваш индивидуальный опыт и опыт общения с коллегами выходит за пределы этих четырех способов организации работы. И все же есть основания утверждать, что они встречаются очень часто. В чистом виде или в причудливых сочетаниях. Дело не в том, что есть способы правильные и неправильные. Есть способы, в которых работа психолога носит «объектный» характер, так как не он сам определяет ее цели и задачи. И есть способы, ставящие психолога в позицию субъекта собственной профессиональной деятельности. Психологу важно понимать, какой способ лежит в основе его работы и к каким последствиям он его приведет.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Список основных направлений работы

психологическая диагностика

развивающая работа со школьниками

коррекционная работа с элементами психотерапии

«диспетчерская» работа

обучение и просвещение школьников, родителей, педагогов

психологическое консультирование школьников, родителей и педагогов

участие в разработке концептуальных («идеологических») основ развития школы

совместная с педагогами методическая работа

собственная методическая и научно-исследовательская работа

конфликтологическая работа

непосредственное участие в школьной жизни учащихся