Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОВЕРЬ В СВОЕ ДИТЯ

ПОВЕРЬ В СВОЕ ДИТЯ

Сесиль Лупан
М.: Эллис Лак, 2000, 2001

К идее раннего обучения я, как и большинство здравомыслящих людей, отношусь настороженно, чтобы не сказать — отрицательно. Собственно, только это и удерживает меня от восторгов по поводу книги Сесиль Лупан.
В чем основная проблема раннего обучения? В том, чтобы не отнять у ребенка детство. Когда школа «спускается» в детский сад, то в лучшем случае дети превращаются в «ученых обезьянок», натасканных на воспроизведение загруженной в них информации. Естественно, что отношение к знаниям как к «загрузке» остается у них на всю жизнь.
Другая опасность — родительские ожидания. В диапазоне от «мой ребенок лучше всех» до «пусть возьмет то, что мне не додали» находятся самые разнообразные мотивы взрослых, но нет только интересов и индивидуальных особенностей самого ребенка.
Сесиль Лупан подобна вдумчивому путешественнику, отправляющемуся в путь, вооружившись опытом предшественников, а потому умело избегающему известных опасностей.
Да, она, как и многие, задалась целью как можно более полно реализовать возможности и способности своих детей и в связи с этим ознакомилась с методиками обучения грудничков плаванию, ускоренного развития интеллектуальных возможностей и раннего обучения музыке. Но ни один из этих методов не был воспроизведен ею механически. Все были переработаны в соответствии не только с личностными качествами ее детей, но и с некоторыми базовыми принципами.
Главное: все, что вы делаете вместе с ребенком, должно быть ему в радость. Любой догматизм разобьется об это правило вдребезги, поскольку оно вынуждает менять заранее написанную программу. А отсюда и следствие: то, что подходит для одного ребенка, может оказаться совершенно непригодным для другого. Сесиль Лупан блестяще демонстрирует это на примере двух своих дочерей.
Да, я знаю, что профессионалу подобные декларации уже набили оскомину. Но книга адресована родителям, которые далеко не всегда исповедуют такие принципы. Кстати, грешны и профессионалы, иначе у нас не доминировала бы обезличенная массовая система обучения, ориентированная, в основном, на среднего ученика.
Книга не ограничивается декларациями. Автор описывает нам сначала принципы своей системы раннего развития, не смущаясь при этом спорить с маститыми предшественниками, а затем приводит практическое руководство по обучению чтению, письму, истории, географии, иностранным языкам и всем прочим областям знаний вплоть до спорта.
Я тоже, как и вы, спотыкаюсь о слова «раннее развитие» и «обучение» применительно к детям грудного и детсадовского возраста. Но в данном случае за ними стоит хорошо организованная игра, доставляющая удовольствие и ребенку, и взрослому. Дети, воспитанные «по Сесиль Лупан», пойдут в школу, полностью психологически завершив тот возрастной период, когда игра является ведущей деятельностью. Так что сторонники эльконинской возрастной периодизации могут быть спокойны.
Отдельное спасибо надо сказать переводчикам, которые сумели не просто приспособить книгу для русского читателя, но и в нужных случаях заменить примеры и рекомендации в соответствии с российской культурной и языковой традицией.
В результате книга станет настоящей находкой для думающих родителей. Главное только — соблюсти не только ее букву, но и дух.

Марк САРТАН