Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ

Берт Хелингер
М.: Изд-во Института психотерапии, 2001

Книги по психологии бывают разные: умные и при этом скучные, примитивно простые и поэтому тоскливые, интересные и не очень понятные, когда чтение похоже на разгадку многозначного ребуса.
Книга Берта Хелингера — интригующая и захватывающая. Речь в ней идет о переплетении взаимоотношений людей в семье: то есть о том, что близко и знакомо каждому человеку. Поэтому читатель невольно начинает примерять описываемое в книге к своей семейной ситуации, пытаясь найти разгадку собственной жизни.
В книге представлены стенограммы трех семинаров, на которых была показана психотерапия из первых рук — с подробными описаниями процесса и обсуждения.
Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разрешения» — посвящен самопознанию и профессиональному совершенствованию группы терапевтов. Эта, самая большая, часть книги вводит читателя в технику расстановок семьи (так называется подход Хелингера) и демонстрирует силы, вызывающие системные переплетения судеб разных членов семьи а также действие законов развития таких переплетений.
Второй семинар — «Порядки принадлежности» — посвящен обсуждению проблем детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствий усыновления. Здесь рассматриваются созданные искусственно проблемы семейных систем.
Третий семинар для пациентов, терапевтов и врачей — «Причины заболеваний в семьях и их исцеление» — проводился в рамках международной конференции «Медицина и религия». Здесь рассматриваются системные причины возникновения различных заболеваний, ставшие результатом определенного развития семейной системы.
Подход Хелингера напоминает психодраму, но является более рациональным, поскольку акцент делается не на эмоциональном проживании проблемы, а на когнитивном ее восприятии и понимании. Сам автор называет свой метод «феноменологическим», то есть этот метод направлен на формирование «напряженной и сознательной готовности к действию, но без его реализации». Человек, способный выдержать напряжение такого бездеятельного наблюдения, «неожиданно познает некую связь, некий порядок, некую правду или просто следующий необходимый шаг».
Этот метод внешне прост — клиент расставляет в определенном порядке участников группы, играющих членов его семьи, и манипулирует с этой расстановкой под руководством терапевта. Но в руках мастера техника расстановки действительно открывает перед нами необъятные глубины и переплетения человеческих взаимоотношений и позволяет увидеть многие причины трудностей, а также пути дальнейшего развития семейной системы.
Естественно, книга насыщена примерами из реальной терапевтической работы и может быть полезна не только специалистам, но и просто пытливым родителям.

Александр ШАДУРА