Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТАЙНЫЙ МИР РИСУНКА

ТАЙНЫЙ МИР РИСУНКА

Грегг Ферс
СПб.: Европейский Дом, 2000

Мы получили возможность познакомиться с проективным методом, практически не представленным в отечественной психологической литературе. В этой книге анализируются две категории рисунков: спонтанные — созданные человеком по собственной инициативе, а также рисунки-экспромты, выполненные по просьбе психолога, на свободную или заданную тему.
Г. Ферс, ученик британского аналитика Сьюзан Бах, при интерпретации рисунков опирается на аналитическую концепцию К.-Г. Юнга и считает, что рисунки являются средством выражения бессознательного и потому выступают помощниками психолога-консультанта. Из рисунков можно узнать о той или иной психической или соматической патологии. По мнению Ферса, на уровне бессознательного существует прямая связь между психическими и соматическими нарушениями и бессознательное «говорит» в рисунках о тревожных симптомах.
Вслед за Юнгом Ферс видит свою задачу в том, чтобы разобраться в сообщениях бессознательного и вывести их в область сознания, то есть «повысить сознательность во всех смыслах слова».
Автор затрагивает важную этическую проблему: он считает опасными попытки применения проективных методик для предсказания событий в будущем.
Книга содержит большое число рисунков, на примере которых ферс наглядно демонстрирует свой подход к их анализу. Поражает умение аналитика так много увидеть в непримечательном на первый взгляд рисунке. Правда, при внимательном изучении рисунка невольно возникает вопрос: почему консультант делает именно эти, а не иные выводы.
От книги остается неоднозначное впечатление. С одной стороны, очевидно, насколько информативными являются рисунки, с другой — она показывает, какая ответственность ложится на человека, анализирующего рисунки. Недаром автор предостерегает от проецирования своего отношения к рисунку «на основании уверенности в том, что психология другого человека одинакова с нашей собственной». Поэтому он говорит о необходимости профессионального тренинга, направленного на преодоление субъективизма при работе с рисунками.
А как относиться к произведениям искусства, принадлежащим великим мастерам? Г. Ферс считает, что художники, создавая свои произведения, опираются не только на бессознательную область психики, но и на сознательную часть творческого потенциала.
Книга, безусловно, очень интересна и глубоко психологична. Конечно, почерпнутая из нее информация вряд ли применима в ежедневной работе школьного психолога. Но знакомство с ней формирует бережное и внимательное отношение к продуктам детского творчества. Наверное, не обязательно придерживаться психоаналитического подхода при анализе рисунков, достаточно осознать их психодиагностическую ценность. Как пишет автор, цель его работы — «помочь познанию самого себя», а рисунки — лишь одно из средств, способствующих этому процессу.

Марина СТЕПАНОВА