Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА

ВОСПИТАНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА

Под редакцией М.И. Рожкова
М.: Владос, 2001

Учебно-методическое пособие, написанное группой авторов из Ярославля, посвящено основам организации психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением. Эта книга допущена Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. Адресована она не только педагогам, воспитателям и психологам, работающим в специальных школах, но и студентам вузов.
Учебное пособие содержит три главы.
В первой авторы последовательно анализируют причины девиантного поведения и проблемы трудных детей.
Во второй дается содержание работы с трудными детьми для педагога, психолога и медицинского работника, при этом особо выделяются и прорабатываются проблемы проституции, наркомании и суицидального поведения подростков.
Третья глава описывает специфику работы с трудным ребенком в обычной и специальной школе, в семье и в профессиональном училище.
В книге есть также приложение.
Каждая глава имеет «странички из архива», в которых цитируются не только классики психологической мысли (Л.С. Выготский, К. Леонгард), но и более современные авторы, в том числе работающие в смежных дисциплинах и профессиях. Каждый свой тезис авторы иллюстрируют и подкрепляют примерами, почерпнутыми из практики работы образовательных учреждений Ярославской области и профессиональных училищ Ярославля.
Сильной стороной учебного пособия является четкая авторская позиция: «педагоги должны сделать акцент на подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение».
Основной инструмент для решения этой задачи авторы видят в «постоянной поддержке позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков». Педагоги, психологи, социальные и медицинские работники совместно с родителями воспитуемых могут создавать условия для того, чтобы у подростка появились внутренние мотивы к самоисправлению, а воспитательный процесс постепенно трансформировался в самовоспитание.
Стремление авторов к созданию оригинального учебного пособия, причем адресованного широкому кругу читателей, привело к тому, что некоторые их решения по отбору материала и выбору языка изложения выглядят спорными. Так, классификация «юных правонарушителей» по В. Клайну не считается классической в психотерапии, а язык, на котором излагается опыт психологов и педагогов, многим может показаться намеренно заниженной стилизацией.
Разговор о воспитании трудного ребенка в данном учебном пособии сводится к несистематизированому описанию общих принципов и отдельных приемов воспитательной работы: здесь, к сожалению, нет описания конкретных методик. Единственный «психокоррекционный комплекс», данный в приложении, показывает возможный метод работы психолога с родителями трудного ребенка.
Поэтому тем педагогам, психологам, кто ищет конкретных методик работы с трудными детьми, и тем студентам, которые готовятся к сдаче зачетов и экзаменов, эта книга вряд ли будет полезна.

Евгений ВАХРОМОВ