Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

ГИЛЬДИЯ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В США

История консультирования как отдельной сферы услуг насчитывает уже 100 лет. За это время профессия прошла сложный путь развития и становления. Представляется, что отечественному читателю будет интересно узнать, как развивалось консультирование в Америке и в каком состоянии эта профессия находится сегодня. Подобные знания помогут специалистам наметить собственные ориентиры развития профессии в России и в постсоветском пространстве.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Р. Джорджа и Т. Кристиани «Консультирование: теория и практика», в переводе с английского Александра Шадуры.
Мы продолжим обсуждение различных аспектов консультирования в наших дальнейших публикациях.
РЕДАКЦИЯ

Консультирование появилось и развивалось как американский продукт двадцатого столетия. Этот продукт используется в Соединенных Штатах гораздо шире, чем в других странах, отчасти потому, что американцы уделяют особое внимание личности, а отчасти — благодаря высокому уровню благосостояния американцев.

РУКОВОДСТВО ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ

Хотя точная дата возникновения консультативного движения не определена, можно сказать, что становление консультирования началось в 1898 году, когда Jess B. Davis стал работать в качестве консультанта с учащимися средней школы в Детройте. Его работа с учениками в области проблем образования и выбора профессионального пути ясно показывает раннюю связь консультирования с помощью в выборе профессии.
Другим пионером движения был Frank Parsons, который в 1908 году основал в Бостоне Бюро руководства выбором профессии, что со временем привело к созданию в 1913 году Национальной ассоциации руководства выбором профессии. Год спустя после открытия бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, объединив консультирование с образованием (Rossberg and Band, 1978). В это же время многие школы экспериментировали с идеями консультирования.

ДВИЖЕНИЕ ЗА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

В этот же период совершенно независимо формировались другие профессиональные направления, давшие начало современному консультированию. В частности, развитие движения за психическое здоровье привнесло в консультирование представление о целостности.
Книга Clifford Beers «Душа, нашедшая себя» была опубликована в 1908 году и произвела глубокое впечатление на пробуждающееся общество. Она оказала также заметное влияние на консультативное движение. Эта книга разожгла интерес к индивидуальности. В 1909 году Бирсу предложили возглавить Национальный комитет психической гигиены, который внес существенный вклад в развитие постклинического сопровождения и способствовал открытости психиатрических клиник.
В 20–30-е годы научные журналы и организации, а также центры исследования ребенка направили свои усилия на обеспечение благополучия детей, вступающих в жизнь.
Это произошло в основном благодаря работам Стенли Холла из Clark University. Холлу, который возглавлял исследования различных возрастных этапов психического развития, приписывают также внедрение фрейдистских понятий о развитии ребенка в американское образование и психологию. Это позволило создать более обоснованные и точные методы изучения ребенка. В практику были внедрены следующие положения: в центре исследования находится индивидуальность; сенситивные периоды имеют большую значимость для формирования зрелой личности; необходимы надежные, точные знания о детях (Shertzer and Stone, 1974).

СТАНДАРТИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Иными словами, развитие психологических измерений и других видов оценки человека послужило основой для формирования первых технологий в практике консультирования.
В период до Первой мировой войны разработка методов оценки человека была в основном ограничена идеями отдельных исследователей, пытавшихся измерить индивидуальные различия при выполнении разнообразных задач. Шкалы Бине и их американские модификации, групповые тесты интеллекта и первые стандартизованные тесты достижений являются ярким примером академических успехов в этой области.
Появились опросники интересов, например Бланк устойчивых профессиональных предпочтений, активно проводилось и совершенствовалось тестирование специальных установок в музыке, механике и изобразительном искусстве.
После Второй мировой войны появились первые тестовые «батареи» и программы многомерного шкалирования. Но в 60-е годы использование таких тестов в практике профессионального отбора и приема в образовательные учреждения подверглось жесткой критике. Критика основывалась на том, что современные тесты ставят в невыгодное положение некоторые группы населения, особенно представителей различных меньшинств.
Развитие тестирования оказало значительное влияние на консультирование: благодаря тестированию появились объективные исследования индивидуальных различий; был сделан серьезный вклад в научную разработку проблем интеллекта; стало легче предсказывать и классифицировать личности и их поведение. Стандартизованное тестирование создало новые, практически ориентированные и полезные инструменты.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательное влияние на профессию консультанта началось с акта Смита-Хьюза 1917 года и акта о профессиональной реабилитации 1918 года. Оба документа содержат положения, явно или скрыто обеспечивающие профессиональную подготовку и образование для юношей, девушек и ветеранов.
Акты, принятые в конце 20-х — начале 30-х годов, касались профессионального образования и заложили основу для организации отдела профориентации в государственных департаментах образования. В 1938 году Министерство образования США создало Бюро профессиональной ориентации и информации. Издательские и исследовательские усилия бюро были направлены на доказательство необходимости существования школьных консультантов и услуг, которые они оказывают. Ряд других федеральных актов поддерживал консультирование в различных учреждениях: от реабилитационных центров до общественных организаций.
Существенный импульс развитию консультирования придали два значительных законодательных события середины ХХ века.
Во-первых, это расширение законодательства о профессиональной реабилитации в 1954 году: были пересмотрены и расширены предыдущие законодательные акты. Например, появилась законодательная и финансовая поддержка программ подготовки реабилитационных консультантов. Этот закон обеспечивал законодательную базу для развития консультирования, нацеленного на помощь людям с ограниченными возможностями, и давал перспективу получения образования нескольким тысячам консультантов и другим специалистам в этой области.
Во-вторых, принятие в 1958 году Национального акта о защите образования (NDEA) привело к возрастанию значения программ профориентации в школе и к расширению подготовки школьных консультантов. В 1964 году Конгресс принял поправку к части 5-й NDEA, включив подготовку консультантов для общеобразовательных школ в программы институтов. Программы профориентации в школах финансировались за счет местных бюджетов. Эта поправка также предусматривала подготовку консультантов для вузов.
Из других законодательных событий можно отметить закон о профессиональном образовании 1963 года.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Решающим условием для становления консультирования как профессии стало появление Американской ассоциации консультирования (ACA). Следует отметить, что название главной профессиональной организации изменялось по мере расширения круга вовлеченных в профессию специалистов и трансформации решаемых ими задач.
Первоначально эта организация называлась Американская ассоциация управления персоналом (APGA). Созданная в 1951 году, она объединила Национальную ассоциацию профессиональной ориентации, Американскую ассоциацию персонала корпораций и Национальную ассоциацию супервизоров и тренеров-консультантов. Это слияние явилось результатом осознания того факта, что деятельность этих специалистов очень схожа, а интеграция сделала профессиональное сообщество более сильным.
Затем эта организация стала именоваться Американская ассоциация консультирования и развития. Такое название показывало, что главным в деятельности консультантов становится индивидуальное развитие человека в здоровом, положительном направлении.
Изменение названия ассоциации на современное (ACA) в 1991 году явилось показателем признания ее членами того факта, что консультирование как профессия в настоящее время полностью принимается и признается американским обществом.
По данным 1993 года, Американская ассоциация консультирования насчитывает свыше 60 тысяч членов и представлена следующими отделениями и присоединившимися организациями:

  • Американская ассоциация персонала корпораций;
  • Американская ассоциация консультантов в области психического здоровья;
  • Американская ассоциация реабилитационных консультантов;
  • Американская ассоциация школьных консультантов;
  • Ассоциация развития взрослых и пожилых людей;
  • Ассоциация консультантов в области образования и супервизии;
  • Ассоциация гуманитарного образования и развития;
  • Ассоциация измерения и оценки в консультировании и развитии;
  • Ассоциация мультикультурного консультирования и развития;
  • Ассоциация религиозных и ценностных проблем в консультировании;
  • Ассоциация специалистов в области групповой работы;
  • Ассоциация военных преподавателей и консультантов;
  • Национальная ассоциация развития карьеры;
  • Национальная ассоциация консультантов помощи безработным;
  • Общественная ассоциация консультантов в среде правонарушителей.

Многие консультанты также являются членами 17 отделения (консультативная психология) Американской психологической ассоциации.

(Из книги George R.L., Cristiani T.L. Counseling: theory and practice, 1995)

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Как заметил внимательный читатель, в США профессия консультанта (к представителям которой можно смело отнести и школьных психологов) находит применение в разных сферах жизни. В этой стране существуют специальные программы подготовки консультантов, включающие в себя тренинговую работу по формированию определенных личностных качеств и овладению специальными знаниями и навыками, необходимыми в этой сложной работе.
Часто эти обучающие программы имеют определенную направленность и готовят консультантов для какой-либо конкретной области: например, школьных консультантов или консультантов для работы с пожилыми людьми. Но узкая специализация, с одной стороны, все равно предполагает определенное количество часов для личностной работы, а с другой — позволяет «создать» специалиста, наилучшим образом подготовленного к работе с определенной категорией клиентов. При желании всегда можно пройти краткосрочную специализацию и сменить «профиль» консультирования. Мне кажется, что это очень правильный, профессиональный подход.

Александр ШАДУРА