Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В ШКОЛЕ

 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В ШКОЛЕ

А.С. Прутченков
М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

Тем, кто занимается психологическими тренингами, нет нужды представлять автора этой книги. Его предыдущие работы «Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов», «Школа жизни» и другие были посвящены той же теме — тренингам.
Сначала несколько слов о структуре книги. Она состоит из пяти разделов, которые условно можно разделить на две неравновеликие части.
Первый раздел посвящен теоретическим и методическим вопросам тренинговой работы. Здесь можно найти краткую характеристику основных видов тренинговых групп, описание принципов работы группы, особенностей важнейших тренинговых форм и основных ролей и функций ведущего группы.
Этот раздел занимает всего лишь седьмую часть книги, поэтому читателя-практика не оттолкнет обилие теории.
Все остальные страницы отданы описанию методических разработок и сценариев четырех социально-психологических тренингов: «Познавая себя» (тренинг личностного роста), «Среди людей» (тренинг коммуникативных умений), «Голосуйте за меня» (специализированный тренинг лидерских качеств) и «Предприниматель» (специализированный тренинг деловых качеств). Каждый из этих тренингов рассчитан на 30—36 часов аудиторных занятий.
Любопытна позиция автора, который полагает, что тренинги могут и должны выступать в качестве нетрадиционных форм преподавания гуманитарных, обществоведческих дисциплин в школе. Вести же их может педагог. Честно говоря, последнее утверждение вызывает сомнения. Во всяком случае, педагог, решивший проводить тренинговые занятия, должен быть хорошо подготовлен в области психологии.
Сценарии занятий представлены очень подробно. Каждое упражнение детально описано и снабжено рекомендациями ведущему и психологическим комментарием. Четкая структурность описания значительно облегчает чтение и понимание сути упражнений.
В тексте также периодически встречаются тесты, к ним имеются бланки, ключи и интерпретации результатов.
Очень импонирует, что описание каждого упражнения предваряется эпиграфом — обычно ярким афоризмом или остроумной цитатой.
Одним словом, школьному психологу, нуждающемуся в хорошем методическом материале для проведения тренинга, можно только порадоваться: выбирай нужную тебе программу и — вперед! А не желаешь действовать по предписанному сценарию — пожалуйста, комбинируй собственный тренинг из огромного количества предлагаемых упражнений. Причем упражнений ярких, интересных, таких, что наверняка понравятся подросткам.
Эта книга будет полезна школьным психологам: она ведь и адресована в первую очередь им. Практики знают, что, несмотря на обилие литературы по тренингам, далеко не все описанные упражнения (особенно из зарубежных источников) по тем или иным причинам применимы в нашей школьной реальности. Работа Прутченкова выгодно отличается от подобных книг.

Игорь ВАЧКОВ