Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук

ВЕРБАЛЬНЫЙ ФРУСТАЦИОННЫЙ ТЕСТ

Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшеклассников

Агрессивность — это то психологическое качество, которое для психолога часто является объектом изучения. Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно. Нередко об агрессивности говорят в контексте противоправного, криминального поведения; описывают агрессию как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подросткового периода) или как реакции акцентуированной или психопатической личности по эксплозивному (взрывному), а также возбудимому типу.
В психиатрии болезненные проявления в виде агрессивных действий оцениваются как клинический симптом.
Агрессивное состояние может быть ситуативно обусловленной реакцией в виде ответа на чью-либо агрессию.
Агрессия может быть направлена не только вовне, но и на самого себя. Такая эмоциональная реакция расценивается как аутоагрессия: это и суицидальные тенденции у отчаявшегося человека, и не спровоцированная внешним воздействием аутоагрессия, связанная с клинической депрессией или с иными иррациональными, необъяснимыми с точки зрения здравого смысла мотивами.
В то же время агрессивность в широком смысле можно также понимать как наступательность, настойчивость самореализующейся личности лидерского типа, то есть как черту, необходимую для управленца, военачальника, предпринимателя, политика, командира экипажа, спортсмена. В этом случае агрессивность является продолжением стеничности: личностного качества, противодействующего давлению среды, рутине и устоявшимся традициям, консерватизму окружения или вышестоящего начальства. Подобное противодействие осуществляется человеком ради реализации своих конструктивных намерений или новаторских идей. Такого рода агрессия не является разрушительной и лишь отражает одно из личностных свойств человека.
Провести разделительную линию между стеничной чертой характера и агрессивностью, которая при определенном стечении обстоятельств может проявиться как антисоциальный поступок, нелегко.
Поэтому термин «агрессивность как ведущая тенденция» наиболее уместен. Ведущая тенденция в качестве стержневой индивидуально-личностной характеристики включает в себя и врожденное свойство темперамента, и черту характера, и личностное свойство. Это в равной степени относится также и к другим врожденным стилевым характеристикам, так называемым ведущим тенденциям — базовым свойствам личности, окрашивающим человеческую индивидуальность на всех этапах развития психики (Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: ИПП, 1996, 2001).

Базовые свойства личности обнаруживаются с рождения в виде индивидуальных черт. Далее эти свойства проявляются в виде черт характера, который формируется в процессе взаимодействия индивидуальных черт и воспитывающего влияния среды, затем — как разные уровни самосознания зрелой личности (бессознательное Я, декларируемое субъективное Я, идеальное Я, часто совпадающее с социально-желательной моделью Я, и объективная картина внутреннего Я).
Мы выделяем восемь ведущих тенденций. Каждая тенденция имеет свою полярную, противодействующую антитенденцию:

  • интроверсия — экстраверсия;

  • ригидность — эмоциональная неустойчивость;

  • спонтанность (раскованная самореализация, раскрепощенное самоутверждение) — сенситивность (впечатлительность, чувствительность к требованиям окружающей среды);

  • тревожность (повышенная ранимость, преобладание реакций страха) — агрессивность (стеничность, наступательность, жесткость).

Когда все эти свойства выражены умеренно и полярные характеристики уравновешены между собой, то речь идет о разносторонней структуре нормальной, сбалансированной личности.
Перевес того или иного индивидуально-личностного свойства, представленного нерезким преобладанием той или иной тенденции в качестве ведущей, проявляется выраженной чертой характера.
Более резкий дисбаланс следует определить как акцентуацию личности. При этом у человека отмечаются определенные трудности социально-психологической адаптации. Однако, если задействовать противоположную тенденцию, то можно оптимизировать взаимодействие индивида с социальным окружением. Правда, подобный вариант требует от личности значительных усилий и эмоционального напряжения.
Если же ведущая тенденция не компенсируется антитенденцией, то мы имеем дело с психопатическим паттерном личности, что приводит к социальной дезадаптации.
Школьному психологу приходится встречаться с разными аспектами агрессивности. Чаще всего речь идет о поведенческой агрессивности, которая проявляется по разным мотивам.
Это может быть продолжением той самой личностной черты жесткости, наступательности и стремления к самоутверждению, которая свойственна в большей степени мальчикам.
Агрессивность нередко носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр.
Агрессия может носить и защитный характер или быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки других лиц, в том числе и на репрессивные меры родителей.
Агрессивность зачастую имеет компенсаторный характер как гиперкомпенсация ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности.
В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно обоснованных, надежных психологических тестов, направленных на изучение личности.
Особенности личности, как свидетельствует опыт, проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи, изучая личностные особенности человека, в своих тестах нередко моделируют ситуации фрустрации.
Под фрустрацией чаще всего имеют в виду ситуации, в которых окружающие лица (специально или нечаянно) либо ущемляют интересы индивида, что приводит к блокировке значимых потребностей, либо задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.
В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется:
— как реакции страха, тревоги, отказ от самореализации (может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта);
— как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия;
— как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.
Естественно, «выбор» типа реагирования в значительной степени зависит от базисных свойств личности.

Широко известный фрустрационный тест Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной представлен в виде контурных сюжетных картинок (Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Ленинград: МЗ РСФСР, 1982).
На каждом рисунке (всего их — 24) воспроизведен незаконченный диалог, в котором одно действующее лицо говорит в адрес другого то, что должно так или иначе вызвать у последнего фрустрацию. Картинки моделируют ситуации «препятствия» и «обвинения».
Реакция на ситуацию отражается в том произвольном ответе, который дает испытуемый от имени этого персонажа.
При этом выявляются:
— экстрапунитивные реакции (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты);
— интропунитивные реакции (направленные на самого себя);
— импунитивные реакции: фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной, способная нормализоваться сама собой.
Однако опыт использования данной методики обнаружил следующие ее слабые стороны.
Обследуемый в значительной мере подвержен влиянию установочных реакций (он может настолько хорошо контролировать себя, что истинная реакция на стресс не проявляется).

Методика не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей.
Кроме того, здесь не учитывается степень значимости того лица, от которого исходит фрустрирующее воздействие, то есть не уточняется направленность агрессивности в разных сферах межличностных отношений.
В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) мы в первую очередь исходили из следующих посылок:

1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима для обследуемого зона интересов, которая при этом оказалась задетой.
3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест: испытуемый пытается ответить на поставленные фрустрирующие вопросы. При этом процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?), но и описание чувств (Что бы я почувствовал?).
Приводятся варианты возможных ответов.
Таким образом, сила и направленность агрессии определяется опосредованно, с учетом значимости как фрустрирующего лица, так и фрустрируемой личностно значимой ценности.
В разработанном нами варианте опросника вербального фрустрационного теста для старшеклассников в качестве фрустрирующих лиц упоминаются родители, учителя, сверстники. В группу значимых лиц можно включить тех, кто реально существует, с кем у обследуемого ученика в той или иной степени сложились межличностные отношения.

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

Фрустрирующие лица могут быть выбраны произвольно или адекватно заменены, так как независимо от числа фрустрирующих лиц количественная оценка агрессивности делится на n (на их общее количество).

Фрустрируемые ценности:

A — внешний вид,
B — здоровье,
C — характер,
D — благополучие,
E — социальный статус,
F — кругозор,
G — нравственность.

Оценки

Усредненные оценки по каждому пункту опросника от 1 до 6 баллов интерпретируются таким образом:

1 балл — выраженная интропунитивная реакция, избыточная аутоагрессия;
2 балла — интропунитивная реакция, аутоагрессия;
3 балла — импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконтроль над агрессивными реакциями;
4 балла — умеренная обвиняющая реакция, стеничность и уверенность в себе, стремление отстоять свои позиции;
5 баллов — обвиняющая реакция, повышенная агрессивность;
6 баллов — выраженная внешнеобвиняющая реакция, избыточная агрессивность.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Во время ответов испытуемого на вопросы теста психолог заполняет регистрационный лист (см. табл. «Регистрационный лист»). Баллы выставляются в соответствии с критериями, описанными в таблице «Варианты возможных ответов и оценки».
В каждой клеточке регистрационного листа отражаются баллы агрессивности двух видов:
— по ответам «Высказывания или действия» (а) — слева;
— по ответам «Чувства» (в) — справа.
Если суммарный балл по категории «Высказывания или действия» меньше, чем по категории «Чувства», то агрессивные эмоции контролируются рассудком.
Если суммарный балл по обеим категориям одинаково повышен, то контроль над агрессивностью ослаблен.
Если суммарный балл по категории «Высказывания или действия» выше, чем по категории «Чувства», то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.
Далее определяются сферы отношений, вызывающие у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволит выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.
Затем:
— суммируются баллы в вертикальных столбцах и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории;
— суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы в горизонтальных строках, что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности.
Максимальные показатели по факторам A, B, C, D, E, F, G выявляют значимые для обследуемого ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию.
Минимальные показатели по факторам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 обнаруживают наиболее значимых лиц для обследуемого, в присутствии которых повышается его самоконтроль.

(или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом.
В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) лица мужского пола вызывают большую агрессию, чем лица женского пола, а во втором — лица женского пола вызывают большую агрессию, чем лица мужского пола.
В целом преобладание оценок в 3 или 4 балла характерно для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности. При этом оценка 3 характерна для старшеклассников с умеренно выраженными гипотимными, тормозимыми чертами.
Преобладание оценок в 4 балла более характерно для стеничных, активных, оптимистичных девочек и мальчиков.
Агрессивность внешнеобвиняющая (оценки 5 или 6 баллов) свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) детям с плохим самоконтролем.
Агрессивность, направленная на самого себя (оценки 2 или даже 1 балл), характерна для гипотимных акцентуаций, то есть для ребят с тревожно-мнительными чертами, сенситивных, пессимистичных интровертов.
Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности (а/7 = 5 или 6 баллов) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранойяльных и эксплозивных старшеклассников.
У сенситивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных старшеклассников значимо чаще встречались самообвиняющие реакции (а/7 = 1 или 2 балла).
Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, учебной, интимной (отношения между полами) или генерализованной — при выраженной аффективной неустойчивости.
Более высокие баллы по ответам типа «в» в сравнении с ответами типа «a» характерны для тех, кто стремится не проявлять свои эмоции открыто, старается сдерживать их.
Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая сверхзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, тормозящего негативные эмоциональные проявления.
Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявляется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола.
Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности.
Максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это — уличные контакты.
Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.
У детей младшего возраста (особенно у мальчиков) внешность редко занимает сколько-нибудь значимое место, у подростков же (особенно у девочек) эта сфера становится более значимой.
Наиболее честолюбивые подростки агрессивно реагируют на упреки в некомпетентности, большинство проявляет раздражительность при негативных высказываниях по поводу плохого характера.
Редко выявляется болезненная реакция на обвинения в морально-нравственных проступках, чаще обида возникает в ответ на замечания, связанные с плохой обеспеченностью, бедностью. Однако здесь нет единообразия, и нередко выявленные значимые ценности могут подсказать окружающим (учителям, родителям) правильный подход к ребенку, снять напряженность в отношениях.
Практическое применение теста показало его меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.

ОПРОСНИК

Что бы я сказал(а) и что бы при этом почувствовал(а), если бы...

1. Мой отец сказал мне:

A) Ну и дурацкая у тебя прическа!
B) Ты совсем не следишь за своим здоровьем!
C) До чего же у тебя противный характер!
D) Неужели нельзя уже начать что-то зарабатывать?
E) Вряд ли тебе удастся добиться чего-либо в жизни!
F) Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!
G) Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

2. Моя мать сказала мне:

A) Нужно же такое нагородить на голове!
B) Ты питаешься так, что окончательно испортишь свое здоровье!
C) С тобой никогда ни о чем нельзя договориться!
D) Опять ты без денег и мать должна тебе подбрасывать!
E) Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!
F) Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!
G) И не стыдно тебе вести себя так бессовестно?!

3. Мой приятель сказал мне:

A) Да тебя разнесло как на дрожжах!
B) Что-то ты плохо выглядишь!
C) А ты, как всегда, со своим особым мнением?
D) Что-то незаметно, чтобы тебе привалило богатство!
E) А ты все в двоечниках ходишь или вообще выгнали из школы?
F) Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый человек в этом разбирается!
G) Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

4. Моя приятельница сказала мне:

A) Такая прическа, как у тебя, давно уже не в моде.
B) У тебя болезненный вид, сходи к врачу.
C) Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно.
D) А ты по-прежнему ходишь в драных штанах?
E) Ты, видно, уже не рассчитываешь чего-то в жизни добиться?
F) Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь...
G) Ну, тебе подвести человека — ничего не стоит.

5. Мой одноклассник сказал мне:

A) Ты в последнее время потерял форму.
B) Смотрю, ты ходишь как-то осторожно — болит что-нибудь?
C) Ну, ты и зануда!
D) Что, опять ни на что денег не хватает? Одолжить тебе немного, что ли?
E) А тебя опять как отстающего отметили?
F) У меня вопрос один назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.
G) Кто бы меня в трудную минуту выручил? Может быть, ты мне поможешь? Но это — большая жертва.

6. Моя одноклассница сказала мне:

A) Ну и вид у тебя, страшнее войны!
B) Я в последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.
C) Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.
D) Твоя необеспеченность тебя вполне устраивает?
E) Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни?
F) Ты мне можешь что-нибудь рассказать об импрессионистах, или это — за пределами твоих интересов?
G) Что за эгоизм с твоей стороны — так подвести весь коллектив!

7. Мой учитель или директор (мужчина) сказал мне:

A) В таком виде в школу ходить не стоит.
B) Ты опять болеешь? А учиться кто будет?
C) С тобой каши не сваришь: я тебе одно, а ты мне — другое! Трудный у тебя характер!
D) Все школьники внесли на мероприятие необходимую сумму, а ты — беднее других, что ли?
E) Уж тебе-то в ближайшее время приличных отметок не заслужить.
F) Такое сложное задание я тебе поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.
G) На тебя трудно рассчитывать в трудную минуту: ты можешь подвести и меня, и весь коллектив!

8. Моя учительница или завуч (женщина) сказала мне:

A) Чтобы я тебя в такой одежде в школе не видела.
B) Ты такой бледный (такая бледная). Что с тобой?
C) Какое нестерпимое упрямство и грубость!
D) Все ученики надели новые рубашки или блузки, а ты опять в старом!
E) Ты никуда поступить не сможешь, так как ничего не знаешь.
F) Ты не приходишь на контрольные, так как боишься обнаружить свою невежественность?
G) На тебя трудно рассчитывать в трудную минуту: ты можешь подвести и меня, и весь коллектив!

9. Уличные контакты:

A) Прохожий в мой адрес: «Ну и чучело!»
B) Пассажир в автобусе: «Садись, ведь ты еле на ногах стоишь, больной, наверное...»
C) Пассажир в вагоне метро: «Ну и склочная ты личность, тебе бы только учить других, как себя вести!»
D) Продавец в магазине: «Не трогай товар! Это тебе не по карману!»
E) В кинозале сидящий сзади: «Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле...»
F) Продавец книжного лотка: «Ну, эта книга не для тебя. Сложновато — не осилишь!»
G) Прохожий у входа в метро: «Пропусти немедленно! Не видишь — я тороплюсь!»

ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ И ОЦЕНКИ

Высказывания или действия

Чувства

Оценка

Агрессивные действия в адрес обидчика. Резкие высказывания

Убью!
Уничтожу!
Стукну!
Двину!
Дам пощечину.

Ярость, злость, ненависть

6 баллов

Ругань, обвинения в адрес обидчика.

Пошел ты...!
Ах ты дрянь!
Сам дурак (дура)!
На cебя посмотри(те)! Не Ваше (не твое) дело!

Возмущение, гнев

5 баллов

Отрицание вины

Это не так!
Неправда!
Ничего подобного!
Не могу с этим согласиться!

Раздражение, обида

4 балла

Стремление оправдаться или ссылка на обстоятельства, смягчающие вину

Возможно это так, но иначе не получается.
Да, но этому есть причины.
Нехорошо, но — что поделаешь.
Так вышло, но это — не моя вина.

Неловкость

3 балла

Признание вины

Да, нескладно вышло.
Приходится признать, что это — моя вина.
Прошу извинить меня.
Вы правы (ты прав).

Стыд, смущение

2 балла

Обвинения в свой адрес, самобичевание

Вечно у меня все хуже, чем у всех!
Это — мой злой рок!
Так мне и надо!
Я виноват. Прости(те)!

Недовольство собой, выраженное чувство вины

1 балл

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Источник фрустрации

Фрустированные ценности

Средний бадлл по источнику фрустрации (по категориям а и в)

A

B

C

D

E

F

G

1 отец

а     в

 

 

 

 

 

 

 

2 мать

 

 

 

 

 

 

 

 

3 приятель

 

 

 

 

 

 

 

 

4 приятельница

 

 

 

 

 

 

 

 

5 одноклассник

 

 

 

 

 

 

 

 

6 одноклассница

 

 

 

 

 

 

 

 

7 учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

8 учительница

 

 

 

 

 

 

 

 

9 уличные контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл по категорияи а и в

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл по каждой ценности

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл по ценностям (сумма средних баллов по каждой ценности, деленная на 7)

* n — количество лиц, включенных в эксперимент; в данном случае их число равно 9.