Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002


ДАЙДЖЕСТ

Н.У. Заиченко  Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми.   Мир психологии,  № 3 (27), 2001,  с. 197—209

Ведущей детерминантой межличностных отношений является самоотношение, собственное мировоззрение и мировосприятие. В зависимости от того, имеет ли взрослый личностные проблемы, как он организовывает позитивное взаимодействие со своим ребенком, зависит появление/отсутствие конфликтности в детско-взрослых взаимоотношениях.
Конфликт — это негативная форма отношений взаимодействия между субъектами, связанных с их психологическими позициями. Основой таких межличностных отношений могут быть как внутренние характеристики (комплексы, амбиции, неудовлетворенные потребности и т.п.), так и внешние проявления каждого участника (отсутствие знаний, ошибочные действия и т.п.). Выделяется 12 существенных признаков конфликтов, однако чаще всего в качестве детерминант выступают нравственно-мотивационные основы, когнитивный диссонанс, организационные и деятельностные основы, несовпадение взглядов на самостоятельность и ответственность.
Подробно автор останавливается на характеристиках «детских» конфликтов, возникающих в семье и школе.

Статья опубликована при поддержке клинического санатория "Барвиха". СПА, кардио-реабилитационная программа, краткосрочное диагностическое обследование, программа легочной реабилитации, программа лечения расстройств сна. Узнать подробнее о санатории, посмотреть цены, отзывы, адрес и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.barvihamed.ru/programmy/programmy- chack-up-kratkosrochnogo-diagnosticheskogo-obsledovaniya/.

Первые конфликты со взрослыми появляются у детей с момента постижения понятий «можно» и «нельзя». Они появляются и развиваются на основе внутренних проблем родителей и социума.
Среди причин детской конфликтности можно выделить следующие: 1) когнитивный диссонанс взрослого и ребенка; 2) отсутствие участия взрослого в жизни ребенка; 3) дефицит эмоционального контакта с матерью; 4) неблагоприятная оценка деятельности ребенка; 5) распространение негатива на личность ребенка; 6) эмоциональная окраска оценивающего высказывания, основанная на внушающем воздействии; 7) сравнение, как правило невыгодное, ребенка с кем-то другим.
Детская конфликтность имеет возрастные особенности. Так, у дошкольников наиболее частым содержанием межличностных конфликтов со взрослым становится сниженная самооценка ребенка, блокирующая его активность. Говоря о школьниках, отмечают: возрастные поведенческие особенности; дидактогении — неблагоприятные последствия педагогических ошибок; несогласованность действий взрослых; неадекватность структуры мотивационно-потребностной сферы личности.
Разногласия подростков и взрослых могут происходить при несоответствии ожиданий взрослых относительно развития личности подростков; а также они могут быть детерминированы мотивационными основами, эмоциональным отношением подростков к будущему.
В целом сущностные характеристики конфликтов детей и взрослых определяются своеобразием позиции ребенка, а также его особой чувствительностью, ранимостью, противоречивостью. Позитивные стратегии взаимодействия ребенка и взрослого способствуют успешному становлению личности ребенка и самореализации взрослого.

Подготовила Ольга БАРАНОВА