Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002
 

ПРОЕКТ БОРЬБЫ С БЕЗЗАКОНИЕМ

А знаете ли вы, что работаете в беззаконной школе? Именно в беззаконной, а не в незаконной. Да-да, не удивляйтесь: несмотря на обилие документов, регламентирующих работу школы, несмотря на фундаментальность Закона «Об образовании», несмотря на бесчисленные попытки министерств и комитетов прописать все до мелочей, в самом нормативно-правовом фундаменте вот уже десять лет зияет огромная прореха.
В одной из первых, основополагающих статей того самого Закона «Об образовании» «основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников» названы государственные образовательные стандарты, которые должны обновляться раз в пять лет. Так вот, эти стандарты не только вопреки закону не обновляются, они просто отсутствуют. За десять лет ни общество, ни чиновники, ни ученые, ни педагоги не смогли прийти к общему мнению, чему надо учить детей.
Чувствуете? Мы с вами постоянно обсуждаем вопрос, как учить, а он формально преждевременен, ведь сначала все-таки неплохо бы выяснить, чему учить.
Министерство образования, которому «по должности» положено стоять на страже закона, уже предпринимало попытки решить эту проблему. Но они каждый раз оказывались какими-то неуклюжими.
Пять лет назад были предложены стандарты, разработанные Российской академией образования, наследницей Академии педагогических наук СССР. Люди там работают в большинстве своем те же, что и в советские времена, поэтому неудивительно, что плоды их деятельности были встречены с недоумением и возмущением. И в результате отвергнуты.
Через год министерство предприняло обходной маневр и утвердило некий обязательный минимум содержания образования. Но под давлением общественности оно вскоре было вынуждено признать, что минимум не есть стандарт и носит лишь рекомендательный характер.
Сейчас опубликованы итоги третьей попытки решить непосильную задачу. По заказу Минобразования внушительным авторским коллективом под руководством профессора В.В. Фирсова разработан проект «Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум содержания образования». Отдельной книжкой его выпустило издательство «Просвещение» и распространило по некоторому списку заинтересованных организаций и учреждений.
Экземпляр проекта попал и к нам в редакцию. И мы его внимательно изучили.
Знаете, я не встречал в жизни ни одного взрослого человека, не говоря уже о выпускнике школы, который бы все это знал. Подозреваю, что таких энциклопедистов нет во всей стране, а возможно, и во всем мире. А по стандарту школа должна каждого сделать таким эрудитом. Стоит ли ставить перед собой идеальную цель, настолько далекую от реальных возможностей?
Да, в проекте наконец-то предусмотрены вариации программ в зависимости от индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей ученика и введен так называемый профильный уровень образования. Но и общая для всех часть — образовательный уровень — остается такой огромной, что вряд ли кто ее осилит по-честному.
Но главное не это. Больше всего расстраивает, что в проекте стандарта не изжит старый принцип «выучить и помнить». «Мыслить и действовать» школа опять не научит.
Радует одно. На этот раз стандарт опубликован в виде проекта и открыт для широкого обсуждения. Так что остается слабая надежда: а вдруг теперь получится?

Марк САРТАН

Все желающие могут ознакомиться с проектом
на официальном Интернет-сайте Министерства образования РФ по адресу:
www.informika.ru/text/goscom/general