Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Е.В. Коротаева
Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000

Книга Е.В. Коротаевой является монографией, по-видимому отражающей содержание докторской диссертации по педагогике, и в связи с этим имеет все те особенности, которые характерны для указанного жанра. Научный текст, разумеется, не отличается легкостью восприятия, однако практическому психологу может быть интересен.
Во-первых, в работе достаточно глубоко и подробно излагается концепция педагогики взаимодействия как относительно новой отрасли педагогической науки, базирующейся на положениях философии, социологии, социальной и педагогической психологии. Представлен детальный анализ категории взаимодействия.
Во-вторых, теоретический материал книги может оказаться полезен для проведения просветительской работы с учителями, поскольку здесь раскрыта взаимосвязь понятия «взаимодействие» с понятием «педагогическое общение» и описаны механизмы построения эффективного взаимодействия.
В-третьих, описаны технологии построения педагогического взаимодействия в современном образовательном процессе (правда, на мой взгляд, слишком скупо).
Привлекает в этой работе широкий взгляд на проблему, опирающийся на системный подход. Автор выделяет четыре основные сферы, охватывающие разные стороны педагогического взаимодействия и отличающиеся по содержанию и формам: мегасфера (государство и образование как государственный институт), метасфера (система образования и образование как система), мезосфера (образовательное учреждение как единая педагогическая система), микросфера (педагогические технологии, обучение и воспитание как контакт педагога и воспитанника).
В последней сфере представлены такие типы интерличностного (оказывается, теперь в науке узаконено и такое слово вместо привычного «межличностного» — только зачем?) взаимодействия, как: противоборство, одностороннее воздействие, одностороннее противодействие, уклонение от взаимодействия, пассивное принятие, компромиссное взаимодействие, сотрудничество.
Эти достоинства книги, безусловно, важны и значимы. Вместе с тем обидно не получить того материала, которым автор обладает, но по каким-то причинам не желает делиться. Например, помимо информации об интерактивном обучении вызывает интерес упоминание о технологии встречных усилий. Но кроме упоминания и перечисления названий интригующих приемов, использующихся в этой технологии, больше ничего найти пытливому читателю не удастся. Может быть, потому, что монография — это теоретический труд? Но ведь даже в названии книги говорится о «вопросах теории и практики». Остается только поверить автору, как замечательна технология встречных усилий. Это несложно сделать, поскольку на четырех последующих страницах аргументированно доказывается ее эффективность.
В общем, если для психолога те позитивные моменты, о которых сказано выше, являются значимыми, то знакомство с этой книгой будет для него полезным.

Игорь ВАЧКОВ