Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

(Моторика)

Продолжаем публикацию статей Натальи СЕМАГО о возможностях метода наблюдения (см. № 10, 13, 2002 г.).

Рассмотрим далее, как можно наблюдать за особенностями развития моторики: моторной гармоничностью, ловкостью, латеральными предпочтениями ребенка.
Рассматривая структуру произвольности психической активности, необходимо отметить лежащий в «основании» произвольности уровень, а именно — произвольную двигательную активность.
Произвольная двигательная активность ребенка в возрасте от рождения до полутора лет является одним из основных элементов его развития. Эта активность в буквальном смысле «тянет» развитие и познавательной, и эмоциональной сферы.
В возрастном диапазоне от 6,5 до 10 лет формально развитие моторных умений и навыков кажется не столь важным, как в более раннем возрасте. Но в то же время наличие тех или иных особенностей развития моторики позволяет внести дополнительные характеристики в оценку общего уровня развития ребенка и отчасти определить причины как регуляторной несформированности, так и поведенческих особенностей.
Регуляция собственных движений включает в себя не только собственно моторную ловкость, но и регуляцию силы и направления того или иного движения, скоординированность движений в целом.
Многие проблемы ребенка, связанные с регуляцией, часто неправильно оцениваются педагогом и психологом: их принимают за агрессивность из-за трудности регуляции силы и направления движения, или за невоспитанность из-за моторной импульсивности и т.п.

Таким образом, наблюдение за моторными проявлениями ребенка (на уроках физкультуры, во время прогулки или на уроках труда) позволяет психологу в какой-то степени дифференцировать истинно поведенческие проблемы и проблемы, связанные с несформированностью регуляции моторики.
На уроке или на перемене психолог оценивает, насколько ребенок «уклюж»: падают ли у него вещи с парты, выскальзывает ли из руки ручка или линейка, задевает ли он соседа локтем, успешен ли в общих двигательных играх, в том числе играх на ловкость (в «сотки», «блошки», «резиночку», «классики»).
При наблюдении за детьми в раздевалке можно легко проанализировать сформированность бытовых моторных умений: от завязывания шнурков до темпа, с которым ребенок одевается или раздевается.
Двигательная неловкость ребенка, его плохая координированность часто могут сочетаться с медленным темпом, вялостью, с левосторонними латеральными предпочтениями. В последнем случае моторная неловкость будет являться следствием специфики формирования межфункциональных мозговых взаимодействий.

Медленный темп, вялость ребенка или крайнее ее выражение — апатичность — будут характеризовать, в первую очередь, низкий уровень психической активности ребенка.
Хочется отметить, что системное понимание психологом взаимосвязи различных характеристик (особенностей поведения, движения, речи, работоспособности и иных проявлений ребенка) не позволит ему рассматривать особенности развития тех или иных психических функций по отдельности.
Наблюдая за ребенком на уроках физкультуры, можно оценить его общую моторную ловкость, гармоничность движений, темповые характеристики:

— успешность выполнения ритмических и координированных движений как в игре, так и по заданию взрослого: прыжков на обеих ногах (в том числе поочередных), прыжков со скакалкой на двух или на одной ноге, ползания, марширования;

— скоординированность рук и ног во время бега, характер лазания по шведской стенке, ползания по-пластунски; умение балансировать, удерживать равновесие, например находясь на узкой скамейке или бревне, в том числе в движении;

— успешность в играх с мячом разного диаметра, ловкость при его ловле или бросании, меткость бросков, умение соотнести силу броска и расстояние, на которое необходимо бросить мяч.

К одним из наиболее важных «моторных параметров», которые можно оценить не только экспериментально, но и в процессе наблюдения, относится оценка латеральных моторных предпочтений.
При определении ведущей ноги, как правило, отмечают не только ногу, на которой ребенок лучше и увереннее прыгает, но и так называемую «ударную» ногу, то есть ту, которой он бьет по мячу или по какому-либо другому предмету.
В систему оценки особенностей латерализации осознанно не включены общеизвестные мануальные характеристики: какой рукой ребенок пишет, рисует, держит ложку при еде и т.п. Подобные пробы могут характеризовать социально приемлемые навыки, которые формируются в процессе присвоения социально-культурного опыта и иногда не являются отражением собственно латеральных предпочтений ребенка (например, в ситуации переученности).

При наблюдении психолог обязательно отмечает наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений руками (кистями) или всем телом, вычурное хождение на цыпочках, наличие иных моторных стереотипий в целом. Своеобразные стереотипные движения встречаются не часто. Также отмечается и наличие навязчивых движений, так называемых невротических: подергиваний, тиков и т.п.
Эти движения имеют различную природу. Стереотипные или вычурные движения характеризуют чаще всего детей с искаженным типом развития. «Невротические» движения обычно демонстрируют дети с интропунитивным типом развития — неуверенные в себе, тревожные, чрезмерно критичные к результатам своей деятельности (Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985; Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: Аркти, 2001). Понятно, что в обоих случаях ребенок нуждается в углубленном психологическом обследовании.
И те и другие движения, как правило, усиливаются в стрессогенных ситуациях, на фоне утомления.
Особенности моторики ребенка удобно фиксировать в таблице.

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
ППМС-центр САО,
г. Москва

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

1. Функциональная асимметрия рук:

— переплетение пальцев рук (кистевая проба) — сверху большой палец ведущей руки;
— проба «Телефонная трубка» (определяется рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии);
— проба «Посмотри в подзорную трубу (калейдоскоп)» (ребенку дается — строго по средней линии — свернутая из листа бумаги подзорная труба или нетяжелый калейдоскоп).

2. Функциональное предпочтение ног:

— проба «Попрыгай на одной ноге» (определяется нога, с которой ребенок начинает прыгать, а также качество прыжков на обеих ногах — на ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей);
— проба «Ударь мяч»: ведущая нога может быть как толчковой (если у ребенка нет трудностей удержания равновесия), так и опорной (при наличии таких трудностей).

 

TopList