Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

НА ПОРОГЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Уважаемая Марина Битянова!
Работая с родителями учеников 1–5-х классов, мы большое внимание уделяем их отношению к отметкам детей, стараемся донести до пап и мам мысль о том, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания, интерес, любознательность. Необходимо верить в своего ребенка, в его силы, способности, возможности и при этом не забывать об оказании детям реальной помощи в учебе.
Но в последнее время среди родителей наблюдается следующая тенденция — равнодушие к тем оценкам, которые получают дети. Особенно ярко это наблюдается при переходе учащихся в среднее звено. Конечно, в период адаптации успеваемость детей по некоторым предметам снижается, но настораживает то, что с переходом детей в 5-й класс, родители считают, что их дети теперь не нуждаются ни в помощи, ни в эмоциональной поддержке. «Тройки» и «двойки» — результат недоучивания, невнимательности на уроке. На эти оценки не стоит обращать внимания: ведь способности остаются способностями, интеллект — интеллектом, и оценки — не показатель умственного развития. Захочет ребенок потом поступить в вуз — все выучит (или заплатим за учебу).
Как же нужно работать с родителями в такой ситуации? Буду очень благодарна за ответ.

Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог, школа № 23, г. Ковров,
Владимирская область

Уважаемая Светлана!
Признаюсь, мне не очень просто отвечать на Ваше письмо. Дело в том, что я лишь частично могу согласиться с Вашими наблюдениями. И кроме того, лишь частично разделяю Вашу тревогу по поводу наблюдаемых явлений.
Но начнем с самого начала. В пятом классе (в средней школе вообще), истинная правда, родительская активность начинает снижаться. Родители значительно реже появляются в школе, меньше общаются с педагогами, чаще забывают расписываться в дневнике. Родительские собрания не собирают аншлагов, родители не спешат посетить спектакли и мероприятия, которые готовят их дети, хотя еще пару лет назад все было совсем иначе...
Процесс этот, на мой взгляд, вполне естественный. Ведь не только родители реже появляются в школе, но и сами дети не спешат зазывать своих мам-пап на то или иное школьное действо.
Начинается неумолимая сепарация ситстемы родители — ребенок, и родители начинают чувствовать себя более свободными. У них появляется больше времени друг для друга или для самих себя... Это то, в чем мы с вами одинаково видим ситуацию.
Но мой опыт работы с родителями не подтверждает ваших наблюдений, что они становятся равнодушными к школьным отметкам своих детей, знаниям, лелея себя напрасными надеждами на то, что способности их чада никуда не денутся, а институт тем более.
Многие родители становятся более непоследовательными в своем отношении к учебе ребенка — это да, с этим я полностью согласна. Они то отпускают его в «свободное плавание» («Хватит, сколько можно все контролировать, пусть учится самостоятельности»), то спохватываются после очередной «двойки» и начинают неправомерно «закручивать гайки», снижая и без того невысокую учебную мотивацию своих вчерашних прилежных «сладких зайчиков». Вот такой мне видится ситуация.
Самое же главное: как ко всему этому относиться?
С моей точки зрения, в метаморфозах, которые происходят с родителями, когда их дети переходят в среднюю школу, есть и положительные, и отрицательные моменты. Первые желательно усиливать, вторые, понятное дело, нивелировать.
Самоустранение большинства родителей из учебного процесса дает их детям шанс на самостоятельность, на присвоение учебы в качестве лично значимой деятельности, своего личного Дела. Все мы знаем примеры противоположного свойства, когда родители до выпускного бала зорко наблюдают за тем, что и как учит их ребенок. И дети учатся, часто неплохо, но не сами по себе, а из-под палки. Кто от этого выигрывает?
Многие дети болезненно воспринимают потерю внешнего родительского контроля. Это же надо переходить на самоконтроль, что еще не просто дается и требует волевого усилия! Здесь психологу и педагогу важно своевременно выявлять детей, которым трудно организовать учебный самоконтроль, кто нуждается в обучении навыкам самоорганизации. Но таких детей не очень много. Остальным самостоятельность вполне по силам.
Отрицательный момент заключается в том, что многие родители вместе с контролем над ребенком теряют и контакт с ним. Оказывается, что им просто больше не о чем поговорить! Вот это уже опасно. Нужно сделать все, чтобы родители по-прежнему приходили в школу, участвовали во внутриклассной и школьной жизни, но уже не как надзиратели или контролеры, а как близкие друзья. Узнавали о том, как и чем живет ребенок, что у него получается, что нет, с кем он общается, в кого влюбляется. Совместные мероприятия для детей и родителей создают почву для их общения и вне школы, что просто замечательно.
В конце выскажу совсем крамольную мысль. Это учителям должно быть важно, какие оценки получает ребенок по их предмету. Это их профессиональная забота. Родителей же должно больше волновать, каким человеком растет их дитя, счастливо ли оно, хорошо ли ему в этом мире. Если они с этими вопросами не приходят к педагогам и психологам в школу — вот это уже беда. А оценки... пятиклассник должен быть в состоянии позаботиться о них сам. Или вместе с учителем.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук